Как бороться с сексизмом или любой другой формой дискриминации?

27426
1
0
22 ноября
14:51
ноябрь
2015

Поскольку само явление чрезвычайно многообразное и глубоко укорененное в общественной жизни, то и стратегий и тактик борьбы с ним огромное множество. Феминизм, как и все прогрессивные общественные движения, сражающиеся с дискриминацией, неоднородно, и разные его представитель_ницы часто очень расходятся в методах достижения своих целей, не говоря уже о самих целях.

Например, либеральный феминизм делает акцент на преодолении правового неравенства и выравнивании возможностей на уровне государственных и правовых институций; феминизм социалистический настаивает на исторической укорененности патриархата в капиталистических производственных отношениях - соответственно, подлинное освобождение угнетенных групп возможно только при более прогрессивном общественном устройстве. Культурный феминизм делает особый акцент на реформировании культурных отношений неравенства, кристализованных в идеологии и практиках повседневности - например, в языке (отсюда распространенное среди сторонни_ц феминизма использование т.н. феминитивов, или практики политической корректности, в основе которых лежит конструктивистская теория воспроизводства отношений структурного неравенства через репрезентацию).

Но если попытаться перевести вопрос в более практическое русло, то уже сегодня во многих странах (в том числе, как ни странно, и в России) существуют те или иные институциональные возможности, которые можно и нужно использовать. И тут людей, к сожалению, очень часто подводит низкая правовая культура: обращение в суд, публичное обсуждение дискриминационных практик, активное отстаивание собственных прав часто воспринимается в нашем обществе как избыточная саморепрезентация, позерство, агрессия а то и как проявление "комплекса жертвы". Между тем, опыт новых глобальных социальных движений показывает: изменить отношение и господствующие стереотипы можно только через активное социальное действие; молчание и пассивное ожидание лишь льют воду на мельницу дискриминации, укореняя и усиливая ее.

Но и здесь возникает серьезная проблема: устойчивая структурная позиция угнетения в большинстве случаев напрочь лишает человека психологических, политических и часто даже информационных ресурсов для борьбы со статусом-кво - любая более-менее устоявшаяся дискриминация всегда сопровождается эффективным механизмом «интерпелляции» (индоктринации) жертвы (это в твоих интересах, ты недостойна, ты от природы слабее, тебе не победить, тебе это и не нужно, бьет значит любит и т.п.). Отсюда следует главный аргумент критиков разновидностей феминизма, акцентирующих внимание на правовых вопросах: либеральный принцип равенства перед законом ничего не изменит до тех пор, пока структурная инерция перевешивает силу сопротивления, а доступ к правосудию обусловлен наличием навыков, знаний, времени и средств, которых жертва дискриминации по определению лишена. Из этого следует огромное значение социальной работы по линии НКО и прочих форматов гражданской взаимопомощи: эмпауэрмент (от англ. empowerment - расширение возможностей, усиление), правовая и психологическая поддержка, информирование и активное публичное обсуждение проблемных вопросов, лоббирование и участие в деятельности государственных и общественных институций разного уровня. В общем, видимость - главное условие долгосрочного успеха любого движения по борьбе с дискриминацией и неравенством.

38
1
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта