Dima Gintoft
ноябрь 2015.
992

Почему христианство вытеснило другие религии в Средиземноморье в первой половине I тысячелетия? Что в нём такого соблазнительного, чего не было у других?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
4
3 ответа
Поделиться

Дело не в том, что в нём было что-то такое соблазнительное. Во-первых, это был период кризиса существовавших религий. Об этом говорит всплеск пророческого движения в ту эпоху. А также то, что на островах в Средиземноморье римская, греческая и египетская религия смешались между собой. Во-вторых, ранние христиане были абсолютными чемпионами по проповеднической активности. Языческие писатели, ораторы, чиновники видели в них угрозу существовавшей культуре. Этим объяснялись и гонения на христиан. Если верить тому, что писали критики - христиане выбирали для проповедей самые людные места и проповедовали, в основном, женщинам и детям, чтобы увеличить таким образом численность своих общин на перспективу (это если верить критикам). То, что император Константин в итоге принял христианство, не было случайным стечением обстоятельств, а было победой весьма многочисленного, если так можно выразиться, общественного движения.

10
-1
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Ответ на этот вопрос не очень сложен.

Христианство "начало вытеснять другие религии" ровно в тот момент, когда император Константин I Великий (годы правления 306-337) признал его равноправным традиционной религии (Миланский эдикт), а до этого момента было не очень многочисленным и не самым популярным вероучением. Преемники Константина утвердили христианство в качестве основной религии империи, (насильно) крестили массу язычников и действовали весьма решительно. Например, Феодосий I Великий (годы правления 379-395) издал ряд указов, в которых постановлял разрушать античные храмы. А в 391 году специальным эдиктом запретил все языческие культы и поклонение старым богам не только публично, но и в собственных домах.

При мощной государственной поддержке христианство было обречено стать главной религией Римской империи, а со временем - через крещение варваров - и всей Европы.

Так что вопрос следует задать несколько иначе: почему из всех возможных альтернатив старой римской религии Константин выбрал именно христианство?

2
-3

Вы уверены, что какую бы религию Константин не выбрал, любая имела бы такое же будущее?

Не всё так просто с идеологиями. Да и как проверить? Мы выбрали коммунизм, приказали, разрушили всё прочее. И где оказался коммунизм через 70 лет?

+1
Ответить

Да, я всё это тоже знаю. После Константина ещё интересная история с Юлианом Отступником была. Вопрос в том, что такого Константин узрел в христианстве, чего не было в других религиях. Объяснение церкви про битву на Мульвиевом мосту и «сим победишь» я знаю, но хотелось бы научного объяснения вопроса.

0
Ответить

Кроме предпосылок выбор (что увидел) всегда останется решением субъекта. Кстати, если об историях, то до Константина царь Великой Армении Трдат III уже сделал христианство государственной религией -- тоже интересны мотивы. Если прочие уже ориентировались в том числе на Рим, то он, как и Константин -- нет.

0
Ответить
Ещё 3 комментария

История христианства - интересная и сложная тема. Однако ответ на вопрос, почему христианство одержало победу в империи (и прилегающих государствах) прост - потому что было провозглашено доминирующей (или единственной разрешенной) религией. Именно так, сверху вниз, происходили все основные европейские крещения - Рима (Константин Великий etc), Руси (князь Владимир), Польши (князь Мешко), Франконии (король Хлодвиг I), Саксонии (Карл Великий), Болгарии (хан Борис) и т.д. Если какая-то конкуренция религий и существовала, то примерно как в ПВЛ: правитель самолично выбирал из нескольких вариантов, а народ волей-неволей присоединялся к этому выбору.

Для варварских королевств выбора практически не было: они не просто принимали христианство, они присоединялись к римской цивилизации, на тот момент самой продвинутой и высокоразвитой.

А вот причины принятия христианства самой Римской империей находятся в зоне интерпретации. Формально во II-IV веках, действительно, конкурировали несколько мощных религиозных идей, включая малоазийский культ Кибелы, египетские представления о загробном мире (Осирис), иудейский монотеизм и т.д. Забегая вперед, стоит отметить, что все они позднее были интегрированы христианством.

Парадокс в том, что христианство стало религией не до признания его Константином, а после. Константин, как мы помним, первым делом собрал ученых мужей в Никее (нынешний турецкий Изник), чтобы как-то упорядочить представления о том, что есть христианство, отсечь лишнее, утвердить главное. То есть Константин признал религий нечто, не имеющее утвержденной формы и признанного содержания. Неудивительно, ведь апологетическое христианство - это набор разнообразных мистических идей, восходящих к разных источникам, хотя и признающим в качестве общей платформы сюжет, сообщающую о жизни и смерти Христа.

Собственно, почему Константин признал именно христианство? Христианские идеи к тому моменту были весьма популярны в среде римской интеллигенции, которая в определенном смысле искала новую этическую идею и ее привлекал восточный аскетизм. Значительный вклад в христианство внесли неоплатоники, которые занимались синтезом и систематизацией древних культов, а также интересовались теургией и прочими мистическими делами.

Признав христианство, Константин как бы перезаключил союз с собственным народом (прежде всего его просвещенной частью) и получил новые основания для управления империей. Для гражданской и военной элиты христианство стало новым социальным лифтом (взамен прежнего, основанного на происхождении). Кроме того, христианство по сути упразднило старую систему римского гражданства (де-факто она уже не работала), создав вместо нее институт религиозной (этической) солидарности, который уравнял Рим и его провинции в правах.

Христианство было органичным продолжением римской культуры, способом продления ее жизни в изменившихся условиях, инструментом интеграции народов и т.д. Хотя все, конечно, пытаются обнаружить привлекательность христианства как религиозной доктрины. Религия в данном случае неотделима от культуры.

+2
Ответить

Типичный гуманитарный трёп - бумага, а уж тем более экран, всё стерпит

-2
Ответить

Можно сказать еще и так (в духе современной политологии): христианство стало новой римской идентичностью, более соответствовавшей текущему положению вещей, нежели старые культурные нормы.

+1
Ответить
Прокомментировать

Да потому что были многочисленные чудеса творимые обычными людьми, поэтому люди не боялись даже смерти за свои убеждения. Распинали же, сжигали, бросали диким зверям христиан на протяжении почти 300 лет, это 10-15 поколений! Как после 300 лет гонений может что-то остаться от каких бы то ни было убеждений основанных не на том, что действительно приходил Бог и всё это правда!

0
-5
Прокомментировать
Ответить