Кто ярче всех в искусстве изобразил чувство голода?

4344
11
1
21 ноября
14:52
ноябрь
2015

Помимо уже упомянутого гамсуновского "Голода", есть замечательная книга Герты Мюллер "Качели дыхания" ("Вдох-выдох"), в которой повествование ведется от лица молодого немца, в 1945-м году попавшего в трудовой лагерь в СССР. Мюллер, в общем-то, продолжает заданную Гамсуном тему - как постоянная потребность в пище подрывает человеческий дух и преломляет сознание, - однако бытовые, вещественные, конкретные проявления голода ей удалось передать, на мой взгляд, более выпукло. Рассказ о том, как пленники варили суп и делали салат из лебеды, день за днем превращаясь в бестелесных призраков, вынужденных вести чудовищное в своем однообразии и тупости существование, потрясает, пожалуй, больше, чем искания пищи, которые, по Гамсуну, становятся синонимом исканий творческих и нравственных.

Кроме того, роман Мюллер относится к плеяде чрезвычайно важных книг о войне, показывающих, как тяжело приходилось и тем, кого мы привычно считаем врагами, подлецами, чудовищами, и дающих понять, что в войне нет и не может быть победителей - одни проигравшие.

38
0
ноябрь
2015

Кнут Гамсун в романе "Голод". Повествование ведётся от лица нищего писателя, зарабатывающего написанием статей. Денег, которые он получает, хватает ненадолго, а продавать статьи регулярно ему не удается, и он вынужден блуждать в поисках пропитания. Читая, невольно проникаешься безнадежностью положения героя. Гамсун ярко изобразил терзающее чувство голода и его последствия.

15
0
декабрь
2015

До неоднократно уже упомянутого гамсуновского «Голода», конечно, нужно дорасти. А вот с чем сталкивается практически каждый [русскоязычный] ребенок, так это с описанием буквально с первых своих шагов голодного Буратино. В 5-й главе толстовского «Золотого ключика» (1935 г.) читаем: «После случая с Говорящим Сверчком в каморке под лестницей стало совсем скучно. День тянулся и тянулся. В животе у Буратино тоже было скучновато. Он закрыл глаза и вдруг увидел жареную курицу на тарелке. Живо открыл глаза, — курица на тарелке исчезла. Он опять закрыл глаза, — увидел тарелку с манной кашей пополам с малиновым вареньем. Открыл глаза, — нет тарелки с манной кашей пополам с малиновым вареньем. Тогда Буратино догадался, что ему ужасно хочется есть».

В следующей главе от голодной смерти его спасает возвратившийся папа Карло: «Буратино вонзил голодные зубы в луковицу и съел её, хрустя и причмокивая». «Голодные зубы», обратите внимание!

Ну а если совсем серьезно, то ярче всех, пожалуй, чувство голода "изобразил" актер Иван Мозжухин в эксперименте Льва Кулешова, подробно им описанным в книге «Искусство кино» (1929 г.). В том самом знаменитом «эффекте Кулешова» - появлении нового смысла от сопоставления двух рядом стоящих и до того ничем меж собой не связанных кадров: один и тот же портрет безучастно смотрящего куда-то актера монтировался встык с изображениями ребенка в гробу, девушки на диване и — тарелки дымящегося супа. При виде последней комбинации все зрители, независимо друг от друга, только и говорили о таланте Мозжухина, так правдоподобно сыгравшего крайне голодного человека.

8
0
показать ещё 9 ответов
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта