Каким образом зарабатывали на жизнь поэты и писатели прошлого, если произведения многих совсем не приносили дохода?

807
3
0
21 ноября
14:42
ноябрь
2015

Люди обеспеченные, не рассматривавшие сочинительство как источник дохода, среди писателей встречались всегда, но большинства не составляли. Остальные авторы на протяжении многих веков жили за счёт богатых и знатных покровителей: известное нам слово «меценат» происходит от имени древнеримского богача-придворного Мецената, щедро помогавшего Горацию и Вергилию, в Средние века и далее вплоть до XVIII века многие литературные сочинения подносились самодержцам и крупной знати, и за это было принято платить, причём цена вопроса, в общем случае, определялась известностью автора и могла доходить до вполне ощутимых сумм (французский король однажды отказался принять посвящение пьесы от величайшего французского драматурга Корнеля, решив, что столько денег двор в данное время потратить не готов).

В XIX веке система меняется, потому что на смену феодальному строю твёрдо приходит буржуазный — и это означает значительное расширение читающей публики. Но это не значит, что все писатели могли прожить от продажи книг: многим приходилось работать — но работа эта могла быть так или иначе связана со словом: писатели занимались журналистикой (в том числе и как редакторы/издатели газет), служили в цензурном ведомстве, зарабатывали театральными либретто, преподавали (причём не только в гимназиях и университетах, как сейчас, но и домашними учителями в богатых и знатных семействах).

В XX веке начинает формироваться система целенаправленной материальной поддержки деятелей искусства — и не только стипендиями и грантами, но и через университетские и академические структуры (в том смысле, что раньше писатель мог преподавать в университете, например, историю литературы, а теперь он может преподавать собственно литературное творчество). Вообще представление о том, что литература бывает высокая и массовая, ведёт к различным экономическим механизмам в этих сферах: те, кто пишут детективы и дамские романы, делают это, грубо говоря, ради заработка (но не всегда — основного заработка), те, кто занят художественным поиском, не могут рассчитывать на рыночный успех, но могут рассчитывать на материальную поддержку со стороны профессионального сообщества.

8
0
ноябрь
2015

Не очень понятно - почему прошлого? Скорей уж настоящего. Сейчас во всем мире пару сотен человек могут выживать за счет своего литературного творчества. Двадцать лет назад - пара тысяч. А сто лет назад - тысяч 5. Кстати - это кроме СССР, где писателям положена была пайка за членство в СП. А так - журналистские гонорары, коммерческие переводы, репетиторство, преподавание, научная работа в разных отраслях (гранты, премии и т.д.), работа на Голливуд и Болливуд, сочинение рекламных текстов, речей и признаний в любви зарифмованных. А Салтыков-Щедрин вполне себе например был губер - а это покруче чем нынешние, потому как губерния была больше области нынешней раз в 5. Фет и Грибоедов были чиновниками МИД в немалых чинах. А потом - многие писатели и поэты имели поместья прибыльные, предприятия серьезные или доли в них и прочим образом занимались серьезным бизнесом.

4
1
ноябрь
2015

Дело в том, что многие писатели прошлого были людьми зажиточными, владели большим имуществом, были представителями дворянства, аристократии и так далее. Собственно, только эти люди и могли получить такое образование, которое позволяло заниматься литературной, философской работой, или другим творчеством. Конечно, исключения были, и немало.

2
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта