Объясните «русским языком», в чём суть гештальт-психологии?

809
2
0
20 ноября
15:49
январь
2016

Попробую найти несложный пример. Допустим, ребёнок плохо учится. Родители решили проконсультироваться у психолога. Психолог дал рекомендации: развивать логику и память, делать упражнения на ассоциативное мышление, составить список дел, соблюдать режим дня. Всё это, безусловно, полезные занятия, но ребёнок почему-то лучше учиться не стал. А всё потому, что отдельные кусочки пазла не складываются в единую картину. Если мы посмотрим на проблему с позиции гештальтпсихологии, то попытаемся увидеть не отдельные её аспекты, а нечто цельное, объединяющее. Можно задаться вопросом "а ЗАЧЕМ ребёнок плохо учится?". "Какую выгоду он получает, оставаясь двоечником? Чем чревато для него развитие интеллекта?" (И могут выясниться интересные вещи, например, что в семье не принято "умничать", и за любое проявление вольномыслия ребёнка высмеивают или ругают, и лучше особо не думать, а тупо повиноваться). То есть пока у ребёнка включён режим "я тупой", работать над развитием логики и мышления не имеет большого смысла, его внутренние процессы автоматически подстраиваются под нужную установку.

Теперь представим, что ребёнка на несколько месяцев отправили к дедушке. А дедушка не церемонится, его любимая фраза "а ну не тупи!". И, удивительно, но ребёнок перестаёт "тупить". Сам, без помощи психологов и репетиторов начинает хорошо учиться, и память и логика с мышлением вдруг сами собой подстраиваются под новый режим "я умный". Потому что теперь ему стало невыгодно и небезопасно включать "тупилку". Раньше за неё давали конфеты, а теперь вдруг ремня... И наш герой в текущих условиях ("здесь и сейчас"), включает "думалку".

Вот эти "тупилку" и "думалку", пожалуй, можно назвать моделью гештальтов. Каждая из них - это сложная система, которая состоит из множества элементов (тут и память и логика, например). Однако нам не интересно и не нужно разбирать их на части и анализировать. Организм всё решит сам. Психика сама приспособится, выработает нужные качества. А задача гештальт-психолога или гештальт-терапевта исследовать механизмы приспособления и вытащить их на свет из неосознаваемых глубин и показать клиенту, вернув ему ответственность за свой выбор. "Смотри, вот здесь у тебя включается "тупилка", а вот здесь "думалка", и ты сам решаешь что ты будешь использовать здесь и сейчас".

16
0
ноябрь
2015

Разберём вначале само нерусское слово гештальт, которое приблизительно с немецкого переводится как образ, последовательность, узор, паттерн.

Для понимания гештальтпсихологии необходимо уловить несколько базовых понятий.

Так вот, о каком образе идет речь? Изначально гештальт рассматривает не только психику индивида, человека, но именно взаимодействие индивида со средой. Индивид взаимодействует со средой и зона этого взаимодействия зовется контактной границей, а само взаимодействие - контактом.

Исходя из этого, можно пояснить, что гештальт изучает этапы вхождения в контакт и его нарушения. А гештальт-терапия работает с тем, чтоб восстановить здоровое это взаимодействие.

Нарушенное взаимодействие называется неврозом. Есть категории нарушения, в одних индивид не способен на контакт и избегает его, в других - находится в болезненном контакте и не может его разорвать. И другие..

Коммуникативный акт с другим человеком рассматривается по той же модели, где клиент-индивид, а все с кем он взаимодействует - среда.

Читайте Ф. Перлза "Гештальт и свидетель терапии". Для тех, кто больше для работы над собой, рекомендую "Гештальт ведущий к Просветлению" Энрайта.

3
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта