Ваня Самуйлов
ноябрь 2015.
1428

Почему христиане считают для себя допустимым служить в армии? Раннее христианство пестрело обратными идеями (Тертуллиан, Ориген, Мартин Турский)

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
4 ответа
Поделиться

На заре христианства - считали как раз неприемлемым служить в армии, так как это автоматически вело к нарушению заповедей. Поэтому среди солдат христиан было не так уж много, потому, наверное, образ Св. Себастьяна стал так популярен у верующих христиан. Все-таки военачальник, командир преторианской гвардии, принявший смерть за веру.

После провозглашения Константином Великим христианства как государственной религии, возникла проблема совмещения выполнения воинского долга и следования христианским заповедям. Преодолеть его удалось за счет трансформации образа воина - в защитника слабых. Интересно и подробно об этой трансформации рассказано в книге "Идеология меча" Жана Флори. В дальнейшем только монахам категорически было запрещено участвовать в битвах и, тем более, в военных походах в качестве солдат. Хотя окончательно противоречие это - между пацифистским настроем религии и воинским долгом - сгладилось только к XII веку, когда сформировалось понятие Чистилища. Христианская церковь, кстати, всегда выступала в качестве защитника населения от ярости солдат и рыцарей во время войн, напоминая, что сила (власть) дается для защиты слабых, а не для насилия над ними. Было введено понятие Мира Божьего - прекращения любых междуусобиц на время постов, а также с вечера среды до утра понедельника и на все важные церковные праздники. Правда, в XII веке это постепенно сошло на нет. Тем не менее, странно слышать сейчас кровожадные призывы из уст священников.

11
-2
Прокомментировать

Из трех перечисленных вами людей как святой прославлен только один.

Тертуллиан в конце жизни ударился в крайний аскетизм и перешёл к монтанистам, Оригена порицали за богословские теории, а также за самооскопление.

В целом же идея внешнего отказа от жизни как обязательного условия христианства (не служить в армии, не вступать в брак, не иметь собственности и так далее) были признаны ошиочными. Это возможно, как индивидуальное решение (и это называется монашество), но не может быть обязанностью каждого.

Володя Берхинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
7
-2

И все же тогда речь шла не о монахах (miles Dei), точнее у святого Мартина так точно. Например

1)В рассказе о мученике Максимилиане, тот произносит слова: "Mihi non licet mihtare quia chnshanus sum.......Non possum mihitare, non possum malefacere, chnshanus sum.......militia mea ad Dominum meum est. Non possum saeculo mihtare. Jam dm, chnshanus sum" (Мне нельзя находиться на военной службе, потому что я христианин......Не могу быть воином, не могу творить зла, я христианин.......Моя служба у моего Господа. Не могу быть мирским войном. Я уже сказал: я христианин.)

Тут прямым текстом идет речь о невозможности сочетать христианскую мораль с военной службой, ничего про аскезы, про целибат и прочие атрибуты монашества, все в рамках мирской жизни.

2)Ипполит Римский утверждал :"ежели неофит или верный согласился стать солдатом, да будет он отвержен: он презрел Бога"

Речь именно о простых христианах.

3)История про замученного центуриона Марсилия тоже демонстрирует эту нравственную установку: "Воистину, не стоило христианину быть солдатом в мирской армии: он солдат Господа Христа!"

из всех вышеперечисленных примеров ясно, что раннехристианская мораль отвергала армию как институт.

0
Ответить

Это частные мнения христиан. Не общая раннехристианская мораль, а частные мнения.

От Луки 3:14 Иоанн Креститель: "Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем."

Не сказал, бросайте оружие негодяи, как вы смеете быть воинами?

И было множество христиан воинов того времени. Некоторые из них прославлены как святые, хотя не отказывались быть солдатами. Например: wikipedia.org

+1
Ответить

Надо просто научиться искренне каяться. Неважно, как ты прожил всю жизнь, если сумеешь перед смертью искренне покаятся — дело в шляпе. А ты — в Раю.

-1
Ответить
Ещё 13 комментариев

Далеко не факт, не говоря уж о том, что научится искренне каяться, если 99 лет перед этим грабил, это всё равно, как научиться двигать гору.

+1
Ответить

Прецеденты же были. Главное задаться целью.

-1
Ответить

Я бы не поставил на положительный результат, тем более с такой ценой проигрыша )

+1
Ответить

Вы не игрок, Андрей. Не то что большинство грешников.

0
Ответить

Грешники все. И неигроки тоже )

0
Ответить

Да. А вот ещё вариант. Решил ты покаяться как почувствуешь, что смерть пришла, лет через 70. А тут как раз Аннушка масло и разлила. Или зашел в отделение, раз, и пуля в рот.

+1
Ответить

Разве боженька не даст шанс сделать это пред ликом его?)

-1
Ответить

в том-то и дело, что за гробом покаяние невозможно

+1
Ответить

Жаль, жаль... ну да всё равно, типичный грешник, полагаю, всё равно принимает ставки. Жить по уставу скучно... Большинство из нас не совершает каких-либо серьёзных грехов на протяжении жизни и надеется, что всегда будет шанс/время покаяться.

-1
Ответить

)) А это, как раз, важный принципиальный момент -- после смерти не покаяться. От человека только то останется, что может перед Его ликом выдержать, остальное сгорит. И от кого-то просто ничего не останется, нечем каяться.

+1
Ответить

Просто потому, что в христианстве нет заповеди "Не убий".

+1
Ответить

у иудеев, у которых такая заповедь есть, армия тоже никуда не делась

+1
Ответить

Это был сарказм.

0
Ответить
Прокомментировать

Россия всегда была страной Православия. И государство было соединено с Церковью. Соотвественно, все, что было на пользу отечеству считалось делом - Богоугодным. Защищать свою страну от врагов дело чести. Так, раньше тех кто дезертировал из армии, предовали анафеме, что было самым страшным для верующего человека.

В первые века., Христианство было гонимо и не являлось официальной религией какой либо страны до 4 века. В те времена - римские начальники создавали пантеон богов и заставляли всех людей им поклоняться, были случаи, когда они себя приравнивали к Богу и заставляли поклоняться. А это уже противоречит совести Православного Христианина. Поэтому очень много святых воинов появилось в те времена, отказывающихся и от поклонения и соответсвенно от службы.

5
-4
Прокомментировать

Несколько раз возвращался к этому вопросу. Всё-таки отвечу.

Здесь уже был ответ про заповедь "не убий": thequestion.ru

Но есть и ещё важный момент. Почему вы решили, что все должны быть одинаковыми и толковать так, как вы?

Евангелие, если уж адресоваться к Библии, говорит иначе:

"Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные"

Более того, это только смягченный перевод, а на самом деле ещё сильнее:

В русском синодальном переводе в данном месте слово переведено как «разномыслие»: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор. 11:19). Однако, в книге Деяний в тексте «<…> πρωτοστάτην τε τῆς τῶν Ναζωραίων αἱρέσεως» слово переведено как «ересь»: «<…> и представителем Назорейской ереси» (Деян. 24:5). wikipedia.org

Понимаете, хорошо, давайте согласимся с вами и пусть будет недопустимым для христиан служение в армии. Так люди которые называют себя настоящими христианами и отказываются брать в руки оружие есть. Это, например, Свидетели Иеговы.

Вы ожидали, что все кто называют себя христианами будут одинаковы? Но это невозможно по здравому смысли, по реальному опыту жизни. И разномыслие необходимо и осмысленно Евангелием же как полезное. Считайте значит настоящими христианами Свидетелей Иеговы.

Какие принципы кто как выполняет на практике, что из этого получается, всё надо сравнивать в реальной жизни. Например, Лев Толстой цитируется как плоский пацифист и антипатриот. А на деле он и воевал, и насчет войны с Японией и Турцией отзывался неожиданно, и про патриотизм без слова патриотизм говорил.

1
-1
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью