Фридриха Белобочко
октябрь 2017.
3557

Почему музыка доставляет удовольствие человеческому слуху?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
21
12 ответов
Поделиться

Она не слуху доставляет удовольствие, а уму. Чёрт! Я просто не могу пройти мимо этого вопроса, потому что это - вопрос вопросов. Запросто может быть, что если "вынуть" один какой-то звук (или не один - это всё равно, но по-раздельности), то он не удовольствие доставит, а наоборот - пытку. Но когда он там, вместе с другими звуками, из всего вместе, из сочетания - и в моменте (гармония), и во времени (мелодия) - выходит удовольствие. Я тут где-то оставлял ссылку на статью в "Теории и практики" под названием (точно не помню) "Если мы опишем музыку математикой, то поймём, как работает наш мозг". Это дельная статья. Но вообще, музыка - это тайна. Её, например, с точки зрения логики - не должно быть совсем. Потому что мелодия - это "разорванный временной континуум" или "дискретная непрерывность" (это одно и то же, но и то, и другое - невозможно, нонсенс). Но она есть! Значит - музыка, в принципе, вне досягаемости человеческой, философской, любой логики. Ну ладно, это всё захватывающе загадочно... ... Поможем найти классную музыку! Какой у вас плейлист на осень?Какие музыканты самые переоцененные?Как находить музыку, которая тебе нравится?

19

Фразы состоящие из слов тоже "разорванный временной континуум" или "дискретная непрерывность". Стихи -- тоже кроме смысла ещё и слова находящиеся в гармонии друг с другом. Тоже состоят из отдельных слов. И картины написаны красками из отдельных тюбиков. Кино -- набор отдельных кадров. В музыке есть загадка, но, мне кажется, про логику это какая-то ложная красивость.

Кстати, работы по теории есть, например: wikipedia.org)

0
Ответить

Вы только не подумайте, что я критиканствую пусто. Нет, то, что музыка -- удовольствие ума и то, что это один из ключей к феномену сознания -- это очень важно, я полностью согласен!

0
Ответить

Я ничего не подумал, а даже наоборот подумал. Потому что даже не "фразы, состоящие из слов", а одно слово - именно дискретная непрерывность. Про мелодию как "разорванный континуум" - это я диссертацию же когда-то сочинил (09.00.01). Именно так была сформулирована проблема, и искалось её возможное объяснение (и даже было найдено). А про слово - это мне потом одна умная однокурсница бывшая подсказала - ты чё, дурак, говорит? одно просто слово - то же самое! Ну, я согласился сразу - дурак, да.

И да - и кино, и картина маслом - всё то же самое. Но в кине и картине есть пространство, и это затуманивает вопрос и сбивает с толку, а музыка существует только во времени (а пространства нет), поэтому идеальный предмет получается - для того, кто хатит что-нибуть понять про работу человеческого ума (я не люблю употреблять слово "сознание", потому что его все не правильно употребляют). Ну, у меня не музыка была "предметом исследования" (как это пишут), а только мелодия, или даже "музыкальная фраза" - этого достаточно, вся проблема уже в ней. И она совсем не касалась удовольствия, а только, вот, самой возможности мелодии, и всё. Такое самое-самое начало. А как в вопросе, про удовольствие от музыки - это можно ещё диссер сочинить, только нафига оно нужно. Тут есть простые вопросы - например, почему людям нравится слушать музыку, которую они уже слышали раньше, а есть нерешаемые в принципе - они касаются возникновения как раз новой музыки. Про последние я иногда подумываю.

0
Ответить
Ещё 6 комментариев

А! Про про "ложную красивость"-то. Это же у Пуанкаре было (ну, в пересказе Адамара), "как мне выбрать тему для дипломной работы? спрашивают меня студенты, - пишет Адамар, - а как учил Пуанкаре, отвечаю я им, один есть критерий: красота".

0
Ответить

Может быть, может быть. Какие же есть идеи? Мне кажется, мозгу "нравится" информация. Только какая? Т.е. когда каркает ворона, хочется продолжения. Кар-кар -- слишком просто. Или слишком непонятно мозгу. Дальше тут возникнет вопрос про всякую треш-музыку и прочие искусства. Интересен и порядок намекающий на информацию, и разрушение, но не просто бессмыслица. ??

0
Ответить

Ничё не понял. Знакомую музыку человек любит слушать - точно по тому же, почему любит ходить на работу испытанным путём, а не каждый раз новым, ломая ноги. Но это, опять, не имеет отношение к собственно удовольствию от этой музыки - котлеты отдельно, мухи отдельно: от знакомой - получить удовольствие легче, но не знакомость его причина.

Как раз получать удовольствие в первом же прослушивании (а такое, вообще, возможно только в случае с хорошей музыкой) - прямо указывает на незаурядные творческие (в общем смысле) способности этого конкретного ума.

0
Ответить

Нет, я не про знакомую. Тут был как-то вопрос, что вообще отличает музыку от шума. Конечно, люди незамедлительно бросились доказывать, что шум тоже музыка, но этим лишь доказали сложность вопроса. Всё-таки, думаю, что музыка приятна именно тем, что она не бессмысленный шум, а структура, то есть уже информация.

По второму абзацу, да! Так это же ещё и про сложную музыку. Она раздражает большинство, но люди с мощным мозгом умудряются выискать и в ней то, что не улавливают другие, поймать её структуру, логику.

Опять же, оговорюсь, разрушительная музыка (если она существует), другой немного вопрос.

0
Ответить

Ну, вот это - "музыка приятна именно тем, что она не бессмысленный шум, а структура, то есть уже информация" - это понятно, так оно и есть. Хоть прямо и по Н.Винеру, у которого "информация" - это имманентное системе организующее начало (т.е. какбэ самоорганизация).

Но это, вот, ничего не объясняет опять. Верная констатация - и всё.

0
Ответить

Всё время в такое упираюсь, короче. Думаешь, что указатель направления, а потом оказывается - верная констатация факта. Оно само по себе хорошо, но и только...

0
Ответить
Прокомментировать

Нейрофизиологи считают, что когда мы слышим звуки, которые нам нравятся, у нас возникает сильный отклик в определенных зонах мозга – прежде всего в прилежащем ядре, которое служит центром удовольствия. Оценивая музыку как прекрасную, этот центр работает «в связке» с другими структурами мозга, отвечающими за распознавание знакомых моделей и мышление. Во время прослушивания новой мелодии мозг постоянно пытается предсказать ее дальнейшее развитие, и, если оно отличается от ожиданий (в лучшую сторону), мы испытываем удовольствие. Этому эффекту нейропсихологи дали название «позитивной ошибки предсказания». Когда в расчетах происходит такая ошибка, в кровь выбрасывается гормон дофамин. Именно он заставляет нас испытывать чувство наслаждения и эйфории.

11
Прокомментировать

Ну составляющих все-таки больше, кроме гармонии и ритма есть мелодия и тембры. И в разных стилях музыки все эти компоненты могут находиться в совершенно разных соотношениях.

Насчет того, почему нравится, тут можно только спекулировать (в значении "строить гипотезы без четких доказательств"), так что вот мои мысли. 

У человека есть слух, достаточно развитый для того, чтобы ориентироваться в этом мире, распознавать и интерпретировать разные естественные звуки, ну а потом к этому добавилась еще и речь. Ну и оказалось, что аппарат созданный для этой прагматической цели (уши и отделы мозга) достаточно крут, чтобы воспринимать и анализировать не только естественные звуки типа хруста ветки, журчанья воды, грома, лая собаки и так далее, то, что он может интерпретировать как звуковой образ известных ему реальных объектов, но и какие-то новые звуки. То есть, во-первых, музыка - это интересная штука, за которой интересно следить и пытаться понять, что в ней происходит. Следить за движением мелодии, за структурой звуков (тембрами), за сочетаниями разных одновременно звучащих звуков (гармонией), за ритмами.

Во-вторых, мы все живем в человеческой культуре, где музыка используется и сочетается с теми или иными событиями, местами и эмоциями. То есть такая-то музыка ассоциируется с весельем, другая - с грустью, третья с агрессией или какой-нибудь движухой, четвертая - с расслаблением и спокойствием и т.д. Музыка в песне ассоциируется с ее текстовым содержанием, с людьми, в компании которых она слушается, с разными странами и народами, с определенной эпохой в человеческой цивилизации. То есть ассоциативные механизмы работают на полную и соединяют эти искусственно созданные абстрактные музыкальные образы с чем-то реальным и более понятным, с тем, что нам нравится или не нравится.

Ну и что касается ритмов, мне кажется, тут больше, чем со всем остальным какой-то органической связи. То есть у нас есть дыхание, сердцебиение, движения мышц, и все это ритмически связано с настроением и различной деятельностью. И соответственно внешние ритмы из музыки могут ассоциироваться со внутренними.

Ну и в итоге получается, что музыка нравится, когда она интересна, когда она ассоциируется у человека с чем-то прикольным, ну и когда она соответствует какому-то внутреннему состоянию человека.

2
Прокомментировать
Читать ещё 9 ответов
Ответить