Субкультура – хорошо ли это для развития общества? Или мы окончательно превратились в общество потребления, где никто себя никак не выделяет?

846
3
1
19 ноября
11:45
ноябрь
2015

Появление в России общества потребления - расхожий штамп, стереотип, не имеющий никаких, на мой взгляд, подтверждений. Если мы и стали больше потреблять, то исключительно по одной причине - в магазинах появился широкий ассортимент товаров. Если бы такой ассортимент был предложен нашим родителям и дедам, они покупали бы не меньше товаров. Но если мы сравним себя с развитыми странами (наверняка где-то есть такие исследования), не удивляюсь, если получится, что наше потребление весьма умеренное и даже аскетичное.

Общество потребления - новостная формула, необходимая для поощрения ресентиментных настроений. Мол, раньше мы были духовные люди, а сейчас бесстыдные прожигатели жизни. Стоит пересмотреть фильм "Гараж", чтобы вспомнить, на что шли духовные люди, чтобы получить земные блага. И кстати, не забывайте, что контроль потребления (контроль потребностей) составляет основной рецепт тотальной власти. Кто контролирует потребности людей, тот ими и управляет.

Если же говорить о развитии творческих способностей человек, его стремлении к самовыражению, то уровень потребления ничего не характеризует. В голодном обществе редко появляются одаренные люди; искусство (другие неприкладные сферы человеческой деятельности) лучше развивается в благополучных средах. Однако без высокого среднего уровня образования, богатых культурных традиций, наличия социальных лифтов, свободы слова и т.д. самоактуализация также невозможна.

Субкультура (обычно молодежная) - не столько среда для самовыражения, сколько, на мой взгляд, способ обретения единомышленников. Продуктивность субкультур невысока, хотя, конечно, панк и хиппи навсегда с нами. Однако чтобы сделать что-то актуальное в рамках субкультуры, нужно быть лидером, развивать в себе творческое начало и т.д. В противном случае велик шанс остаться просто странно одетым человеком.

8
16
январь
2016

Господа, вы все правильно говорите, но, как мне кажется, совсем не о том. Речь в вопросе не о том, настало ли "общество потребления" и можно ли нас еще спасти, сколько о том, какое место эти самые субкультуры занимают в современном культурном пространстве.

Субкультуры появляются по разным причинам, и очень часто это совершенно далекие от какой-то коммерциализации вещи, но со временем они почти неизбежно встраиваются в общую систему. Яркий пример – "heavy metal", когда в восьмидесятых целая череда судебных разбирательств, а сейчас это вполне себе признанная классика. Собственно, так много с кем, и исходные идеи тех же хиппи не помнит никто, ну а "инди" давно стало оксюмороном.

Хорошо это или плохо? Зависит от субкультуры – порой вызревает не самое лучшее, вроде скинхедов, однако в большинстве своем это обогащает культуру (та же музыка сильно выиграла от всевозможных маргиналов).

2
1
ноябрь
2015

С точки зрения психологии, субкультуры имеют наибольшее значение в подростковом возрасте, когда человек еще не нашел себя (свои ценности, принципы, устои), и ему необходима интеграция с готовой системой, которую он будет принимать за свою. Другая значимая особенность субкультуры - массовость, количество ее членов очень велико, что здорово придает сил подростку, который ощущает себя очень слабым. В общем, о пользе и вреде субкультур для подростков можно говорить очень долго.

Субкультура - это такая культура, которая отличается от доминирующей культуры системой ценностей, поведением, иногда даже языком (этим же словом называют и группы приверженцы подобных взглядов). Основные примеры: панки, готы, сидевшие. Человек, который принадлежит к определенной субкультуре, по сути ничем не отличается от приверженца основной культуры. Это как русский и француз, люди выросли в разных странах, вот у них и повадки разные, но человек есть человек.

Субкультура как таковая не отрицает потребления. Более того, многие субкультуры являются рынком сбыта по сути (хоть сами того и не понимают). Возьмите, например, панков - сколько музыкальных групп придерживается этого стиля. А ведь у каждой есть мерч, концерты, диски, куча всего, что можно купить. Любая субкультура существует в рамках господствующего в мире капитализма. Крайне мало количество людей, которые смогли реально перестать быть "потребителями" и отказались от денег в пользу естественного обмена.

А теперь о том, как себя выделять. Само по себе потребление никак не мешает людям выделяться в рамках субкультуры. Другой вопрос, что наличие принадлежности к определенной субкультуре дает лишь иллюзию "выделения", так как человек выделяется на фоне большинства, но он все равно является лишь частью группы. Человек выделяется тогда, когда система ценностей его личности сформирована настолько, что культура (неважно какая именно) становится для него средством обмена информацией с внешним миром, а не целью, которая определяет содержание внутреннего. Проблема потребления как раз в том, что не человек определяет внешний мир через себя, а внешний мир определяет сознание человека (помните в метро "ТЫ ТО, ЧТО ТЫ СМОТРИШЬ!").

Что же касается "окончательности" нашего превращения. Нет, мы не окончательно превратились в общество потребления. Если рассматривать аналогию с развитием человека, то наше общество сейчас как раз на стадии подросткового возраста. Мы еще не поняли, кто мы есть, поэтому ищем внешний источник, который определит нас. Это этап такой в развитии социума, он пройдет и наступит новый. Рано или поздно мы достигнем такого уровня развития общественных отношений, когда потребление станет тем, чем и должно быть - источником ресурсов для творчества.

1
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта