4838
3
0
17 ноября
22:55
ноябрь
2015

Табу – красивое слово, которое в глазах и ушах говорящего и созерцающего освящает социальные запреты. Зигмунд Фрейд, сопоставив некоторые древние предания с повседневными или даже ежедневными психическими событиями, показал, что жизнь человека состоит в беспрерывном взламывании в голове и в душе этих самых запретов.

С того момента, как человек появляется на свет, самое позднее – с того момента, когда у него отнимают материнскую грудь, - до предсмертной агонии – все мы только и делаем, что нарушаем запреты. Включая главный запрет – умереть! Инстинктивно нормальный человек и не хочет смотреть на мертвеца или на зрелище смерти другого, и одновременно должен, обязан делать это, чтобы проститься с умирающим и, заодно, раскинуть мозгами и понять, что ждет его самого.

Поскольку это такое же базовое занятие человека, как и любовь, и конфликты или братания с другими людьми, как еда и прочие мелочи повседневной жизни, то и в искусстве – в любом искусстве это – смерть другого, особенно внеплановая, ужасная – центральная, базовая тема.

Карикатура – особое искусство, жалящее и безжалостное, преподносящее на острие иглы противоречие, с которым человек, не обученный, например, логике, самостоятельно справиться не может. Карикатура, как и анекдот, существует для встряхивания тупого. Когда карикатурист журнала "Шарли Эбдо" рисует труп младенца, выброшенный на берег, это карикатура не на младенца, а как раз на того морализирующего дурака на букву "м", который думает, что это карикатура на младенца. Хорошо, что у дурака есть возможность высказаться: ему можно посоветовать думать дальше и возмущаться, например, полотнами художников, которые осмелились выставлять Христа, "нашего отца небесного", в голом виде, распятым, с искаженным болью лицом. "Как можно-с?! При детях?!" Дурак привык, что картины в музеях висят для его, дурака, ублажения, что по телеку ему показывают "жизнь", а когда карикатурист предлагает ему самостоятельно задуматься о цене "новостной картинки", он начинает голосить, что его нежные чувства оскорбили.

Непонимание смысла карикатурного изображения это - только эпизод затянувшегося коллективного оболванивания людей, следствием которого становится коллективное слабоумие. К сожалению, им поражены сейчас слишком многие в РФ, не желающие понимать связь вещей в мире, но зато всячески поддерживающие войну, введение смертной казни (т.е. государственный терроризм) и другие забавы.

59
4
ноябрь
2015

Просто Говорить! Нет тем табуированных в природе. Есть темы, о которых "не принято" в обществе говорить. Помните, как в старом анекдоте: "Жопа есть, а слова нет". Я не антрополог, но знаю происхождение слова "табу". Наличие табу признак общества архаического, или, если хотите, вымещения. Кстати про Фрейда, он тоже не антрополог, но про табу понимал хорошо, есть анекдот: Как-то на конгрессе психоаналитиков Фрейд сказал: "Давайте признаемся что мы хоть раз в жизни мастурбировали. Если Вы отрицаете, значит Вы мастурбируете до сих пор!". Говорить только можно по-разному - как Вовочка, или как Фрейд. Богатый язык позволяет говорить об одних вещах совершенно на разном уровне. Русский язык неимоверно богат, в отличие от языка чиновников и ханжей.

24
0
ноябрь
2015

Как говорить на табуированные темы? Говорить, как бы ни было трудно

Они, эти табуированные темы, у каждого свои и в каждое время обществом закрывается разное. При этом, не запрещается - это совсем другое, а закрывается, не замечается, игнорируется без осознания.

Что для осмысления российским обществом сейчас табу? - Чтобы увидеть это и говорить, требуется посмотреть глазами других культур.

В культурологической работе Фрейда "Тотем и табу" описаны табу первобытного общества. Но описание собственных табу Фрейду удавались лишь отчасти. Лишь с десятилетиями его последователи осторожно приходят все к новым табуированным обществом темам.

Мне приходится в работе с психотерапевтическими клиентами наталкиваться на запрещенные для человека темы. Понимаю, что это не совсем табу, поскольку речь не о культурном, общепринятом запрете, а об индивидуальном. Но общее в этом - вытеснение значимого содержания. Механизмы защиты не допускают к этому содержанию. Защиты от обесценивания, от разных страхов и стыда, от невозможности понять и отсюда чувства хаоса, разрушения... Я видела много разных реакций на обнаружение таких тем и содержаний. И знаю: во-первых, чем спокойнее и разумнее такие обсуждения, тем они полезнее; во-вторых, чем меньше у меня (того, кто ведет такие обсуждения и отвечает за них) удивления или возмущения, замещательства по поводу того, что вытесняется, тем мне легче найти возможность обговаривать табуированное, помогать человеку постепенно начинать осваиваться в табуированном содержании.

5
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта