Evgeniya Zubchenko
март 2016.
1298

Ингмар Бергман повлиял на многих режиссеров. А кто повлиял на него?

ИскусствоИскусство и культураКино
Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
6
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Больше всего на Бергмана повлиял, несомненно, Август Стриндберг. В "Латерне магике" его имя упоминается крайней часто и исключительно с огромным уважением. В подтверждение, нашёл интересную и небольшую статью о Бергмане и Стриндберге в "Сеансе".

Другая цитата о литературных предпочтениях режиссера из "Латерна магика":

"Читал я без передышки, чаще всего не понимания прочитанного, но хорошо воспринимая интонацию: Достоевский, Толстой, Бальзак, Дефо, Свифт, Флобер, Ницше и, конечно, Стриндберг".
Очень часто в своей автобиографии Бергман упоминает и Виктора Шёстрёма - великого шведского режиссера и новатора. Отношения их были довольно натянуты и своеобразны, начиная с первых дней работы Бергмана в Свенкс Филминдустри, однако Шёстрём часто наставлял молодого режиссёра, давал много советов (по-наставнически держа за затылок) и, возможно, втихую заступался за его фильмы (так подозревает Бергман). Вместе они работали, как известно, над "Земляничной поляной", где Шёстрём сыграл главную (и свою последнюю) роль. Из книги Бергмана, "Картины":
Как художник Шестрем с самого начала затмевал всех. Он создал картину, по значимости превосходящую все остальное. Первый раз я посмотрел ее в пятнадцать лет. Теперь я смотрю этот фильм раз в год, каждое лето, либо в одиночестве, либо в компании людей помоложе. И отчетливо вижу, какое влияние, вплоть до мельчайших деталей, оказал фильм «Возница» на мое профессиональное творчество.


Не уверен, можно ли назвать это влиянием, но из своих современников Бергман уважал и признавал, прежде всего, Тарковского и Феллини. Очередная цитата из "Латерны магики": Интересное о супергероях Почему Человека-муравья и Осы не было в предыдущих частях «Мстителей»?У какого героя современных комиксов самые бесполезные суперспособности?Зачем на голове костюма Дэдпула пимпочка?Узнать больше фактов

Фильм, если это не документ, — сон, греза. Поэтому Тарковский — самый великий из всех. Для него сновидения самоочевидны, он ничего не объясняет, да и что, ксатати сказать, ему объяснять? Он — ясновидец, сумевший воплотить свои видения в наиболее трудоемком и в то же время наиболее податливом жанре искусства. Всю свою жизнь я стучался в дверь, ведущую в то пространство, где он движется с такой самоочевидной естественностью. Лишь раз или два мне удалось туда проскользнуть...
Феллини, Куросава и Бунюэль обитают в том же пространстве, что и Тарковский. Антониони был на пути, но погиб, задохнувшись от собственной тоскливости. Мельес жил там всегда, не размышляя: он ведь был по профессии волшебник.

Из буклета к фильму "Жертвоприношение":

Знакомство с первым фильмом Тарковского оставило впечатление чуда. Неожиданно я оказался на пороге комнаты, ключей от которой мне до тех пор не давали. Там, куда мне давно хотелось попасть, Тарковский чувствовал себя свободно и уверенно. Нашелся человек, сумевший выразить то, что мне всегда хотелось, но не удавалось, — это обнадеживало и вдохновляло. Тарковский — величайший мастер кино, создатель нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстает как зеркало, как сон.

Из интервью в "Литературной газете" от 19 июля 1968 года:

[По манере мне] близок, пожалуй, лишь Феллини… как художники мы с ним сделаны из одного теста. Недавно мы впервые встретились лично. И впервые я испытал чувство, будто нашел брата по искусству. 

Еще больше информации есть на официальном сайте Ингмара Бергмана:

Спойлер: Антониони - не дотянул. Уважает Брессона, Карне, Росселлини, Мурнау. Хотел снять фильм вместе с Феллини, сохранился сценарий. Годар - псевдоинтеллектуал и скукота. Хичкок - уважал до того, как это стало мейнстримом. Восхищается Куросавой. Орсон Уэллс - пустышка. 

Нашел на просторах интернета.

11 любимых фильмов Ингмара Бергмана:

«Свинцовое время» Маргарет фон Тротта

«Дирижер» Анджея Вайды

«Андрей Рублев» Андрея Тарковского

«Вороний квартал» Бу Видерберга

«Дорога» Федерико Феллини

«Расемон» Акиры Куросавы

«Бульвар Сансет» Билли Уайлдера

«Набережная туманов» Марселя Карне

«Страсти Жанны д’Арк» Карла-Теодора Дрейера

«Цирк» Чарли Чаплина

«Возница» Виктора Шёстрема

Ответить