Tonia Samsonova
май 2015.
1403

Должно ли сообщество выпускников вуза заботиться о репутации своей alma mater, если да, то как?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
6
2 ответа
Поделиться

Ну, вообще говоря, оно никому ничего не должно: хочется верить, что мы живем в свободном обществе, и каждый человек сам решает, что ему делать. Если человек благодарен своей alma mater и/или если он хочет, чтобы ее диплом высоко котировался, то, скорее всего, он будет заботиться о ее репутации. Если же человек учился просто для того, чтобы получить "корочку" и качество образования ему безразлично, то и заботиться о репутации университета он, наверное, не будет.

Что касается того, как именно можно заботиться о репутации, то прежде всего стоит уточнить, о какой стране идет речь.

Если говорить о США, то поскольку пожертвования выпускников являются одним из главных источников денег для университетов, университеты сами всячески заинтересованы в том, чтобы прислушиваться к выпускникам: если выпускники довольны происходящим в университете, они будут более охотно жертвовать деньги своей alma mater.

Если же говорить о России, где пожертвования выпускников пока не играют такой большой роли, то все равно у выпускников много возможностей заботиться о репутации alma mater и влиять на происходящее в ней. Многое зависит от руководства университета, но и в России есть вузы, которые сами активно идут на сотрудничество с выпускниками (создают консультативные советы с участием выпускников, привлекают выпускников к преподаванию или как минимум проводят встречи выпускников со студентами, и т.д.). Но даже если руководство университета к выпускникам не прислушивается, у выпускников есть возможность писать открытые письма или обращаться к журналистам, если они озабочены происходящим в alma mater (например, случаями плагиата среди профессоров, недостойным поведением сотрудников и т.п.). Мало кто желает оказаться в центре большого скандала, поэтому часто такие методы оказываются весьма действенными.

Лучший вклад выпускников в репутацию университета - это их профессиональная деятельность и гражданская активность. Едва ли какие-то специальные дополнительные действия будут иметь существенный эффект. Репутация формируется долго и является далеким эхом текущих достижений и отдельных инициатив.

Если же говорить об участии выпускников в деятельности и развитии университета, то для этого есть довольно много способов. Пожертвования, участие в мероприятиях университета (дни открытых дверей, выпускные), менторство, прием студентов на практику. Проблема состоит в том, что все меньше и меньше выпускников участвуют в жизни вузов - тренд негативный во многих странах, включая США. В частных американских университетах в среднем лишь 20% выпускников делают пожертвования, в государственных - менее 10%. Пожертвования перестают быть существенной частью экономики университетов, уступая место другим источникам. Это следствие перехода от модели университета как сообщества к университету как провайдеру образовательных услуг: никому не придет в голову жертвовать деньги магазину (или государственному учреждению) после оказания услуги, за которую было заплачено отдельно.

Ответить