Владимир Сумбаев
октябрь 2017.
14489

Если все люди - потомки детей Адама и Евы, то почему церковь выступает против инцестов?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
9
14 ответов
Поделиться

потому что все заповеди появляются когда-то. В частности, запрет инцеста появился в уже более-менее исторические времена - еще Авраам был благополучно женат на дочери своего отца. Строгий запрет был на инцест детей с родителями. Да и то... В тот же исторический период после уничтожения Содома дочери Лота, решив, что людей на земле больше не осталось, входят к своему отцу. Отца, конечно, пришлось напоить, но никаких последствий этот грех для них не имел. Потомки от этого кровосмешения даже стали предками Христа - от одной из дочерей, согласно Библии, пошли моавитяне, а прабабушкой царя Давида, далекого предка Христа, была как раз моавитянка Руфь.

Запрет кровосмешения формулируется уже вместе с дарованием закона на Синае, т.е. после исхода евреев из Египта.

Евгения Сеньчуковаотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Не стоит забывать главного: историю сотворения мира и грехопадения, как и многие другие события из Ветхого Завета, нельзя рассматривать буквально. Сотворение человека (евр. адам) означало не просто первого человеческого индивидуума, а всё человечество. Св. Григорий Нисский писал, что Адам - не имя собственное, а наименование "всечеловека". Подобным образом высказывались Тертуллиан и св. Августин. Имя Ева исходит от глагола "жить" (Ева - жить: Хавва - хайах), в это имени подчёркивается кровное родство человеческого рода.

В первые века христианства выделились два основных направления экзегезы (изучения Писания), они получили названия по месту нахождения школ - Александрийская и Антиохийская.

Александрийская испытала на себе особое влияние философии неоплатонизма и тяготела к аллегорическому толкованию Библии. Её представители сходились в том, что различные библейские события являются иносказаниями того, что имело высшую значимость в истории спасения. Этой точки зрения придерживались свв. Афанасий и Кирилл Александрийские, св. Амвросий Медиоланский, св. Аврелий Августин; основателями школы были св. Климент Александрийский и Oриген.

Антиохийская школа стремилась к строго буквальному толкованию Писания. Приверженцы этой школы искали в тексте не потаённый смысл, а значение, которое в него вкладывал боговдохновенный писатель. Метод был заложен св. Луцианом Антиохийским. Традиций Антиохийской школы держались Марцелл Анкирский, Теодор Мопсуестийский, Теодорит Киррский, св. Иероним.

Св. Иоанн Златоуст хоть и склонялся к Антиохийской школе, писал, что первые главы книги Бытия нельзя толковать буквально.

В Средние века существовали оба подхода, но Церковь отдавала предпочтение Александрийской школе.

В Катехизисе Католической Церкви читаем: "В Священном Писании Бог говорит с человеком так, как говорят люди. Чтобы уметь толковать Писание, нужно обращать внимание на то, что авторы-люди действительно намеревались утверждать и что соблаговолил показать нам Бог через их слова. Чтобы обнаружить намерения священнописателей, нужно учитывать условия их времени и культуры, «литературные жанры», бытовавшие в ту эпоху, современные им способы восприятия, выражения, повествования" (ККЦ, 109-110). Кроме того: "Согласно древней традиции, можно различать два смысла Писания: буквальный и духовный, причем последний подразделяется на аллегорический, нравственный и анагогический (сокровенный). Глубокое согласование этих четырех смыслов обеспечивает живому чтению Писания в Церкви все его богатство" (ККЦ, 115). И ещё: "В рассказе о грехопадении (Быт 3) используется образный язык, но рассказано первичное событие, факт, который имел место в самом начале истории человека" (ККЦ, 390) и "Среди всего, что сказано в Священном Писании о сотворении, три первые главы Книги Бытия занимают особое место. С литературной точки зрения, эти тексты могут иметь разные источники. Богодухновенные авторы поместили их в начало Писания, так что они своим торжественным языком объясняют истины сотворения, его первопричины и конечной цели в Боге, его порядка и благости, призвания человека, наконец — драмы греха и упования на спасение" (ККЦ, 289).

В общем, читая Библию, нужно иметь под рукой одобренные Церковью толкования - тогда можно избежать ошибок в понимании. И учитывать, что писали древние люди, каждый со своим темпераментом и явно без знаний в области физики, космологии и т.д. Без надёжных толкований как догадаешься, что в Библии сердце считается органом мышления, а почки - органом чувств? :)

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

В различных религиях это обычно объясняется тем, что дети Адама и Евы, родившиеся вскоре после грехопадения, еще были близки к совершенству, поэтому вред был минимальный. Другое объяснение — это был первоначальный план Бога. Пока людей было мало, он их защищал от негативных последствий, чтобы они могли размножиться.

Как видите, объяснений можно придумать много, было бы желание.

Показать ещё 11 ответов
Ответить