Как рассказывать детям об атаке на Париж?

1771
6
0
15 ноября
16:56
ноябрь
2015

Мы с дочерью живем в Париже и не говорить с ней о терактах, конечно, было невозможно. Причём с самого первого утра, с субботы 14-го ноября.

Всю ночь я не спала, искала через интернет и мессенджеры друзей и коллег, а потом с коллегами же готовилась обзванивать родителей Гимназии, которые должны были как всегда прийти к нам на занятия в субботнее утро. Уроки мы, естественно, отменили и это было первым вопросом от дочери: «Мама, почему мы сегодня не идём в Гимназию?» И вот этот момент – самый тяжелый.

В первую очередь надо взять себя в руки, хоть сам ты находишься в состоянии шока. Естественно, выключить радио и телевизор, потому что ребенку (моей – 6 лет) весь этот поток информации с кровавыми подробностями и сильно замешанный на эмоциях совершенно ни к чему. И дать какой-то первый ответ так, чтобы она не похолодела от ужаса и не запаниковала. Мой сводился примерно к следующему: «Плохие люди напали на хороших людей в городе. И мы сегодня никуда не пойдём, потому что сейчас полиция ловит плохих, чтобы нас защитить». В тот момент ещё было не очень понятно, удалось ли кому-то из террористов скрыться и это было вполне близко к истине.

Мне кажется очень важным не вдаваться в детали, которые могут испугать (ведь у них такое богатое и непредсказуемое для нас воображение), а наоборот успокоить ребенка, не дать его страху разрастись. Уверить его в том, что он под защитой родителей и с ним ничего не случится. Так что в моём рассказе даже конкретных фактов практически не было (сколько терактов, что стреляли и взрывали, что напали на кафе и концертный зал - всё это я опустила), только короткое описание сути.

А после двух дней выходных наступила следующая фаза – ребенок с утра в понедельник шёл в школу и было очевидно, что вечером будет новый виток разговоров на эту тему, потому что в школе она получит новую дозу информации.

В течение утра на электронную почту родителям разослали письмо от директора (сразу уточню, что наша школа – частная и такие вещи они делают самостоятельно, без указки сверху). В письме говорилось о том, что в школе примут некоторые дополнительные меры безопасности (оригинал и перевод письма можно посмотреть ниже), что со всеми учениками обязательно поговорят о случившемся в классах и что все будут соблюдать минуту молчания, включая самые младшие классы (во Франции «школой» называют то, что у нас считается детским садом – группы для детей от 3 до 5,5 лет. Они тоже соблюдали минуту молчания).

Меры безопасности, конечно, очень условные и направлены в основном на то, чтобы перед дверью школы не толпились родители, как они обычно это делают, оставаясь поболтать утром, когда их чадо уже зашло внутрь, или приходя по-раньше вечером и ожидая их снаружи. С сегодняшнего дня всех просят не задерживаться и, как я обратила внимание вечером, забирая дочь, более внимательно следят за тем, чтобы тяжелая входная дверь всё время была закрытой (она открывается кнопкой изнутри, за которой следит вахтёр).

Никакой специальной охраны, естественно, не было. Но, на мой взгляд, это и хорошо: что может сделать 1 автоматчик у входа против террориста, который настроен убивать? А для ребёнка увидеть такого автоматчика у своей школы – это лишний повод подумать, что он находится в опасности здесь и сейчас. Не думаю, что в таких условиях можно нормально сосредоточиться на учёбе и избежать ночных кошмаров потом. Нам хватает автоматчиков на станции метро, которых мы и так видим каждое утро уже не первый месяц.

С утра было приятно видеть у входа директора, которая, как и каждое утро, встречала каждого у двери, и разговаривала с родителями, которые подходили к ней с вопросами. Это был ещё один признак «нормальности» и никакой паники у входа в школу не ощущалось, что очень важно.

Ну и, конечно, главное – какие слова принёс ребёнок с собой из школы?

Дискуссия явно была длинной и оживлённой. Многие ученики рассказывали, что в их семье знают кого-то, кто пострадал от терактов. А учительница пыталась успокоить класс в частности тем, что «плохие не будут нападать на детей, дети их не интересуют». Что неправда по сути, но, как мне кажется, неплохой способ на данный момент утихомирить их страхи. Та самая ложь во спасение.

Я не услышала никаких сложных политико-социальных объяснений, что радует. Никаких отсылок к странам, религиям или чему-то подобному. «Плохие люди» – это более чем достаточное описание тех, кто совершил теракты. Для 6-ти летнего ребенка – точно.

Мы, конечно, говорили обо всём этом по дороге домой, но, слава Богу, детские интересы быстро взяли верх и ребёнку было, что рассказать о школьном дне, помимо минуты молчания и разговоров о терактах. И мне кажется, что это очень важно – не переигрывать, не зацикливаться на теме, не углубляться в неё самостоятельно. Отвечать на вопросы коротко и максимально просто и только тогда, когда мы ощущаем в этом потребность со стороны ребёнка. Не поддаваться собственным страхам и эмоциям, проецируя их на наших детей.

38
1
ноябрь
2015

Мне никогда раньше не приходилось разговаривать о терактах с ребенком. И я не знаю точно, как это надо делать, поэтому самым простым решением было бы промолчать. Телевизор мы не смотрим, новости обсуждали при помощи эвфемизмов или тихо, так что можно было бы вообще скрыть от первоклассника факт теракта. Но вот как-то неправильно это: слишком рядом для нашей культуры Франция; много близких людей, знакомых людей сейчас там, в эпицентре растерянности, страха и боли; в конце концов когда-то наступает время, когда ребенок должен увидеть, что в мире бывает плохое, очень плохое, и научиться это переживать. Поэтому к посольству мы поехали всей семьей и перед визитом коротко поговорили. Сказали о том, что во Франции вечером в пятницу было убито много невинных людей, мирных жителей, которые никогда не собирались ни с кем воевать. Что у нас там живут друзья и знакомые, что они были недалеко от тех мест, где произошло нападение террористов, но с ними ничего не случилось, и это очень хорошо. Что террористы совершили это зло с целью всех запугать и получить власть над другими и что сейчас французы изо всех сил стараются не бояться, и очень важно не испугаться. Что мы едем к посольству, чтобы показать французам и нашим друзьям, что мы поддерживаем их и разделяем их горе. Что в нашей стране тоже были подобные теракты, и нас тоже поддерживали, и от этого было легче: всегда легче, когда ты не одинок. Мы намеренно не рассказывали никаких подробностей. Мне кажется, лучше даже не упоминать конкретных мест в таких случаях, чтобы не произошел ненужный перенос и чтобы ребенок не боялся потом бывать в таких местах.

У посольства была очередь, горы заснеженных цветов, свечи. Помню венок от Южной Осетии, обратила внимание ребенка на то, что целая республика выражает сочувствие. И рядом с местом, где мы стояли, в цветах лежал детский рисунок со словами поддержки на французском. Когда сын увидел всё это, он сказал, что раз так много людей пришло сюда, то террористы не смогут победить. И нам тоже очень хочется в это верить.

18
0
ноябрь
2015

Когда происходит трагедия подобная событиям в Париже, перед родителями встает вопрос: говорить или нет? С одной стороны, это жизнь и касается всех нас, а с другой - непонятно, как ребенок это переживет, сможет ли справиться с такой информацией без последствий для психики?

Мой ответ - да, говорить. И делать это следует по двум причинам.

1. Терроризм - часть жизни и про это важно знать. Чем раньше ребенок узнает о сложностях окружающего мира, тем больше у него времени подготовиться к этому.

2. Это событие мало кого оставляет равнодушным. Ребенок улавливает наши эмоции, даже если мы не называем причин, даже если не признаемся что что-то не так. Поговорив с ребенком, вы разрядите обстановку дома.

Рассказывать про теракт нужно бережно и аккуратно. Пусть это будет в общих словах, избегайте просмотра фотографий в Интернете и СМИ. Суть вы все равно передадите, подробности могут навредить. Поделитесь своими переживаниями, положите вместе цветы к посольству Франции и т.д.

11
0
показать ещё 4 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта