Robert Kukharskyi
ноябрь 2019.
262

Откуда взялись детальные познания об обычаях скандинавских язычников, если у них не было письменности?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

Давайте я начну ответ с разбора вопроса:

"Откуда взялись детальные познания об обычаях скандинавских язычников, если у них не было письменности?" -- письменность была, как это её не было? 

Всё дело в том, что "письменность" как таковая и "письменная передача традиции" вещи довольно разные. Второе -- про передачу информации о себе потомкам, в первую очередь информации социального и религиозного характера. Вот этого, "письменной передачи традиции", у скандинавов, как у типичных Европейцев не было. Но памятников письменности по Германскому ареалу обитания найдено over9000. Вы разве никогда не слышали про руны, руническую письменность, старший футорк, младший футорк, олднорс, готский язык (один из самых первых переводов Библии был совершён на готском языке епископом Ульфиллой, гуглите "Кодекс Аргентум"). Теперь к самому вопросу: 

Говоря о данных про тот или иной народ следует помнить несколько факторов. 

1). Соседствующие народы. Германские народы жили долгое время неподалёку от Римской Империи, и довольно тесно контактировали с римлянами. А те были горазды записывать всё что видели. Это приводит нас к данным по античным источникам (Публий Корнелий Тацит в первую очередь). Для сравнения славяне жили попозже и подальше от Римской Империи, чем германцы, им описаний досталось меньше. Хотя тоже досталось. 

2). Христианизация. Если мы говорим конкретно о скандинавах, то тут немаловажную роль играет христианизация. На самом деле она играет большую роль в истории всех народов. Говоря простым языком -- если христианизация проводилась относительно бескровно (Исландия, Ирландия) то данных о местных обычаях у нас много, если проводилась не так гладко (Дания, Русь) то данных значительно меньше, и они сводятся к "поучениям против..."

Многие литературные памятники, хранящие информацию о древней Скандинавии -- это либо "жития" святых, либо переписанные христианскими монахами языческие мифы. 

3). Уклад самого народа. Последнее что хотелось бы отметить -- сами скандинавы уже тогда были большими любителями формальностей, договоров, пактов, эдиктов и прочих правил. Только до христианизации они не оформляли всё это в бумаге, а после христианизации стали. Очень многое из древних обычаев нам известно уже из постхристианских времён (из различных законодательных трактатов), но достоверно имеющее дохристианское происхождение. 

Конечно более подробно можно было бы описать археологию (одна могила зажиточного скандинава уже даёт массу информации о нём, как раз об обычаях язычников), лингвистику (зная как образовались современные слова мы можем проследить для обозначения чего они применялись, следовательно изучая язык народа можем о нём многое узнавать), этнографию с фольклористикой (поздние сказки могут хранить в себе древний подтекст). Но в целом, думаю, понятно откуда берётся информация о бесписьменных культурах.

6
0
Прокомментировать

Большая часть информации основана на «Записке» Ибн Фадлана, описывающей исторические события X века.

Ахмед Ибн Фадлан, придворный багдадскийпоэт, был изгнан из двора халифа по подозрению в адюльтере и отправлен послом на север в Волжскую Булгарию. Караван, с которым путешествовал Ахмед, подвергся нападению кочевников и после погони оказался прижатым к реке. Неожиданно появившийся торговый корабль норманнов спас всех от неминуемой смерти. Ахмед и Мельхиседек направились к ладье и вскоре предстали перед конунгом Бульвайфом. Некоторое время живя среди русов, Ахмед внимательно изучал их варварские обычаи и нравы.

0
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью