Какие размеры существующих налогов в РФ вы бы посчитали нормальными для развития экономики (при обеспечении других необходимых факторов)?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться

Если говорить о налоговом компоненте (при решении других проблем, тормозящих нашу экономику), то надо понимать, что каких-либо математических формул или заранее заданных оптимальных уровней сокращения налогов не существует. Хорошо известно, что в целом снижение налогов ведёт к росту экономики, но от страны к стране экономические условия разнятся, и если для одной страны рост начнётся при сокращении налогов на 10%, то для другой потребуется 15-20% или даже больше. Для страны с таким высоким уровнем госрасходов и стагнирующей экономикой, как у нас, сокращения потребуются существенные.

Сокращённые налоги - это деньги, которые вольются в экономику. У них просто нет другого пути. В отличие от госрасходов они все приведут к росту производства товаров и услуг как за счёт роста потребления, так и расширения предпринимательства.

Важнее конкретных цифр некий общий, принципиальный подход к определению оптимальных сокращений налогов.

Любой разговор о налогах должен начинаться с определения величины и целей государственных расходов. Не граждане существуют для того, чтобы кормить государство, а современное государство существует для того, чтобы решать некоторые общие для всех граждан проблемы за их же деньги. Поэтому, когда власть высокомерно заявляет, что, мол, кто платит, тот и заказывает музыку, имея в виду, что это она, власть, определяет, что следует делать на казённые деньги, надо помнить, что это – лицемерие: платят налогоплательщики, поэтому и музыку должны заказывать именно они. Власть же является содержанкой, живущей на чужие деньги. Она и должна вести себя соответствующим образом.

Поскольку власть распоряжается не своими личными деньгами, а чужими, легко полученными от налогоплательщиков, то и отношение у власти к этим деньгам очень лёгкое. Достаточно вспомнить, как 2 года назад вице-премьер Трутнев доложил премьеру Медведеву о том, что «пропали» аж 64 млрд.руб., предназначенных для развития аэропортов на Дальнем Востоке. И всё осталось без последствий. Скажите, что будет с человеком, которому дали 64 млрд.руб ($1 млрд) на какие-то цели, а он позже мило заявит кредитору, что деньги «пропали»? С чиновниками за это ничего не бывает, они не возвращают пропавшие и неправильно потраченные деньги налогоплательщиков. Это говорит о том, что изначально чиновникам надо отдавать как можно меньше денег в виде налогов.

Власть всегда найдёт объяснения для того, чтобы потратить как можно больше денег. Для неё это престиж, властные полномочия, больше жиру. Иногда происходят вообще удивительные вещи - власть уже перестаёт даже объяснять мотивы повышения налогов и собирает их больше, чем ей это необходимо. Вот, например, российская власть с гордостью сейчас говорит о профиците госбюджета – это когда доходы превышают расходы. В 2019 профицит консолидированного бюджета РФ составит очень приличную сумму – 2,5 трлн руб. (1,9 трлн федеральный и 0,6 трлн региональный). Примерно 80% россиян еле-еле сводят концы с концами, получая меньше 46 тыс.руб/мес, но власть зачем-то ещё повышает налоги, которые уже даже не знает, на что потратить. Власть жирует, а половина россиян может позволить себе купить только еду и что-то из одежды. В этом нет никакого экономического, да вообще здравого смысла. У нас потому экономика и пребывает 8й год в застое, что людям уже просто нечего тратить.

Иногда говорят, что налоги у нас такие же, как в развитых странах или даже ниже. Но этот аргумент не учитывает того, что эти невысокие налоги взимаются с чудовищно низких доходов, которые для почти 80% россиян состоят в одной зарплате ниже 46 тыс.руб/мес. Эта зарплата существенно ниже прожиточного уровня в наиболее развитых странах, с которыми мы любим себя обычно сравнивать.

И самое главное – экономика растёт не от государственных расходов (они давно признаны неэффективными), а от частных вложений, поэтому чем больше у людей денег на руках, тем больше они могут вложить в экономику и её рост и наоборот.

Какие налоги сокращать?

Наиболее очевидный кандидат - НДС. Именно его увеличение с 2019 на 11% (с 18 до 20) обусловило чуть меньше половины профицита - 1 трлн руб.

НДС вообще один из самых вредных налогов, поскольку он удорожает всю цепочку производства товара, когда НДС накручивается на каждом его этапе.

Полный отказ от него, а это 6,9 трлн руб в 2019, приведёт, помимо всего прочего, к ощутимому удешевлению всех, абсолютно всех товаров и услуг. Одно это вызовет сильный рост покупательной способности, когда за те же деньги можно будет покупать заметно больше товаров.

Другой мерой удешевления товаров должен стать отказ от импортных пошлин - в настоящее время это 3,1 трлн руб. Это удешевит ещё и импортное оборудование, крайне необходимое для обновления нашей производственной базы и увеличения производительности труда, что в свою очередь является основой для повышения зарплат.

Представляется очевидной необходимость освободить от НДФЛ зарплаты ниже, например, 25 тыс руб - сегодня их получает примерно половина россиян. Выпадающие доходы бюджета составят примерно 1,5 трлн. Удешевление товаров и отмена НДФЛ существенно повысят уровень жизни для этой, наиболее уязвимой в материальном отношении категории россиян даже при первоначальном сохранении у них зарплаты на нынешнем уровне. Увеличение спроса с именно со стороны малообеспеченных граждан станет первым и главным импульсом роста экономики.

Обозначенные выше сокращения составят в нынешних ценах в совокупности 11,5 трлн руб в год., или ок. 28% консолидированного бюджета РФ (федерального и местного).

Сокращению налогов необходимо противопоставить соответствующее сокращение консолидированных госрасходов. Если госрасходы не будут урезаны на объём сокращаемых налогов, то эффект от уменьшения налогов будет краткосрочным. 

Кого сокращать?

Естественные кандидаты (на 1.1.2019) - военные расходы (2,8 трлн без ВПК), чиновники (2,1 трлн, из которых, в частности: содержание одного только президента - 22 млрд руб, глав регионов – 20 млрд, законодательной власти – 48 млрд, исполнительной власти – 215 млрд, налоговых и таможенных органов – 331 млрд, международные отношения – 317 млрд, «научные исследования в области общегосударственных вопросов» - 44 млрд, поощрение чиновников – 647 млрд), правоохранители (2,1 трлн), экономика (ВПК, убыточные предприятия – 4,4 трлн), госпропаганда (136 млрд), обанкротившийся госспорт (331 млрд), неясная молодёжная политика (73 млрд), дохлое при лёгких казённых средствах госкино (11 млрд). Всё вместе округлённо - 12 трлн руб.

Очевидно, что сократить все эти статьи расходов на 100% невозможно, но столь же очевидно, что их нельзя не сократить хотя бы на 50%. Остальные статьи – пенсии (8 трлн), соцобеспечние (3 трлн), здравоохранение (3,3 трлн), образование (3,6 трлн), культура (462 млрд), судебная система (200 млрд) и экология (148 млрд) и без того невелики, чтобы их урезать. В нынешнем положении, когда половина россиян бедствует, мы просто не в состоянии тратить скудные средства на что угодно, особенно на шапкозакидательство и роскошную жизнь чиновников. Ограничение налогов - это ещё и ограничение власти в её расточительстве, неэффективности и коррупции.

Таким образом, сокращение налогов могло бы выйти примерно на 14-15%.

Их надо осуществить постепенно, но не больше, чем за 2 года. Рост экономики и обусловленное им расширение налогооблагаемой базы смягчит переход и может позволить позже дополнительные сокращения.

Не все расходы нужно покрывать за счёт лёгкодоступных налогов - государство может и должно добирать необходимые доходы за счёт долга. При стабильной и вызывающей доверие экономической, внутренней и внешней политике, что должно, вообще-то, стать нормой для российской власти, госдолг будет дешёво обходиться.

Конечно, всё это приведёт к изменению политики. Сократится кормёжка от госбюджета, а с ней и коррупция, правоохранителей станет меньше и им придётся отказываться ради эффективности от своей «палочной» системы и большого количества начальников, меньше чиновников будет меньше заниматься глупостями, госпредприятия надо будет приватизировать, и они прекратят покрывать свои провалы и астрономические зарплаты за наш счёт, во внешней политике придётся отказываться от грызни с Западом и договариваться о союзах при меньшем уровне военных расходов, меньше придётся расточать кредитов сомнительным режимам по всему миру и т.п.

Но другого выбора нет, если мы хотим жить лучше, как все нормальные страны.

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
0
Прокомментировать
Ответить