Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Открыт ли сейчас для грешников ад, или он откроется после страшного суда (речь о православном понимании христианства)?

РелигияХристианство+2
Анонимный вопрос
  · 369
Разбираюсь в темах - политология, социология, история. Увлекаюсь как любитель - история...  · 10 нояб 2019

Ад как таковой имеет три значения в православном христианстве:

1) Ветхозаветный ад. Он был уничтожен Христом целиком после Его распятия на кресте, крестной смерти и схождения в него, когда оттуда были выведены праведники (и грешники).

2) Преддверие вечных мук. В этом смысле слово "ад" употребляется для состояния бестелесных душ людей,  которые после смерти страдают от неудовлетворенных своих страстей, ожидая конца истории, воскресения мертвых и Страшного Суда.

3) "Смерть вторая", "воскресение осуждения", "огненное озеро", "тьма внешняя" - это финальные образы ада, но вернее все же говорить о "вечной смерти", поскольку это состояние невообразимого мучения из-за финального отпадения грешника после воскресения его тела и Страшного Суда от Бога. Некоторые православные философы утверждали, что грешник начинает погибать и застывает в этом моменте вечной гибели навсегда, т.к. в вечности нет времени, нет изменения.

Спасение от ветхозаветного ада возможно и оно было осуществлено Христом, т.к. люди в нём страдали за вину Адама и страдание это, на которое их обрек праотец, не было целиком справедливым и заключалось в отсутствии познания Бога. Переход из предверия вечных мук в предверие блаженства возможен по учению Церкви для православных христиан за которых, по молитвам Церкви, возможно облегчение их участи. Наконец после Страшного Суда никакое избавление от третьего состояния для грешника невозможно (впрочем нам неизвестно и что это за состояние). На Страшном Суде сама совесть будет обличать человека в его грехах и грехи его будут обнажены перед всеми поколениями человечества и видны всем. Поэтому в какой-то мере финальный "приговор" на Страшном Суде произносит и Бог над человеком, и совесть человека над собою, потому Суд и именуется Страшным. Сам человек увидит себя таким, какой он во грехах своих есть и ужаснется и тот, кто не будет иметь за собой ни веры, ни исполнения заповедей Бога, ни любви будет на Суде безгласен, т.к. не будет иметь оправдания.

Учения некоторых православных богословов о том, что муки ада "не вечны" (Осипов) основаны на том, что они смешивают 1 и 2 понятие ада, с третьем, а во-вторых, игнорируют две вещи: 1) вечность мучений не есть бесконечность мучений, но представление об их вневременности, бесконечность же предполагает делимость времени на отрезки. 2) если бы люди спаслись все целиком милостью Бога и независимо от их веры, дел, любви и проч., то это бы означало, что Бог заставил мучиться человечество зря всю земную историю, т.к. мог просто "простить" Адама и Еву и всё. Свободы воли тогда у человека было бы не больше, чем у простого камня.

Позвольте с Вами не согласиться. Бог не "заставлял мучиться человечество". Человек по своей воле выбрал путь... Читать дальше
Анонимный ответ29 ноября 2019
Я такого интереса не разделяю. И никому не советую. См. "Давайте уничтожим ад!",  "Давайте уничтожим ад!" Если, как говорят православные, Бог - это любовь, то откуда же ад? Что же это за любовь, которая осуждает виноватых на вечную - вечную! - гибель в аду, без шанса на амнистию или помилование… Возьмем красивую чашку тонкого фарфора, поднимем ее повыше над полом и... Читать далее