Долгие годы без образования открытого акционерного общества работала Saudi Aramco, которая, по предварительным оценкам, является самой дорогой компанией в мире. Только сейчас они решили продать часть акций (2%) на открытом рынке.
Стройгазмонтаж - крупнейший подрядчик Газпрома, принадлежащий до недавнего времени Ротенбергу, тоже компания не публичная. А ее стоимость оценочно выше, чем у многих публичных, таких как КАМАЗ и ЛСР.
Надо понимать, что акция - это, по своей сути, сертификат в бумажной или кодированной форме, который подтверждает право владения определенной долей компании. Соответственно, акции есть и у не публичных компаний и даже, если не придираться к строгости терминологии, у маленьких ООО с одним собственником. Следовательно, акция - это просто условное дробление компании на доли.
Теперь ответ на ваш первый вопрос. Как мы увидели, не все компании выпускают свои акции на открытый рынок. Выше я привёл 2, но таких намного больше. Для чего же это делают те, кто выпускают? Есть несколько причин:
привлечение нового «живого» капитала, если деньги с рынка обходятся дешевле, чем кредиты или дофинансирование старыми собственниками
реальная рыночная оценка компании для оптимизации работы с финансовыми контрагентами
выход на международные рынки капитала без посредников
повышение ликвидности компании
Можно найти ещё много причин. Это будет уже глава учебника по корпоратив ому фин.менеджменту. Но если какая-то из вышеперечисленных задач по мнению менеджмента наилучшим образом решается с помощью IPO, то компания начинает продавать акции