Доказано ли научно что чтение может сделать человека умнее? Какая взаимосвязь между чтением и интеллектом? И, есть ли она вообще?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
4 ответа
Поделиться

Я никак не ожидал, что такой вопрос будет задан, ну ладно. 

Да, доказано, но, если я начну вставлять ссылки или отрывки из всех исследований, то, боюсь, текст осилить будет довольно сложно, но в конце сделаю это.

Взаимосвязь между чтением и интеллектом такая же, как и практически при любом другом деле, но чтение имеет свои преимущества, так как заставляет ваш мозг образовывать новые нейронные связи сразу в нескольких отделах головного мозга. 

То есть, читая книгу первоначально вы учитесь обрабатывать информацию, и с каждым разом делаете это всё лучше (больше нейронных связей - работоспособность мозга в этой области увеличивается - вы быстрее усваиваете информацию). Далее, вы расширяете свой кругозор, обнаруживаете, что ваш мир более разнообразен, чем вы думали раньше. Читая любой текст - улучшаете свою письменную и литературную речь, параллельно осмысливая текст - решаете сложные моральные дилеммы. Читая, к примеру, науч.поп вы учитесь новому и избавляетесь от предрассудков, которые все эти годы "занимали" лишнее место в вашем мозге. Читая спец. литературу - разбираетесь в описываемой теме. 

* Ученые из Ливерпульского университета измеряли активность мозга испытуемых во время чтения ими стихов Шекспира, Элиота и других известных поэтов. Выявлено, что чтение поэзии приводит мозг в состояние повышенного возбуждения, сохраняющегося и после прекращения чтения. Особенно активизировались зоны, связанные с автобиографической памятью. Дополнительно ученые пересказали содержание стихотворений «своими словами». Так вот, чтение этих пересказов не оказывало почти никакого влияния на мозговую активность.
* Исследователи из Университета Эмори в Атланте проводили магнитно-резонансную томографию (МРТ) 12 студентов, которые каждый день прочитывали по 30 страниц исторического триллера Роберта Харриса «Помпеи». Сканирование показало, что чтение вызывало повышенную активность в левой височной доли коры мозга, связанной с речевой деятельностью и когнитивными способностями в центральной извилине, отвечающей за сенсомоторные реакции. Причем возбуждение сохранялось в этих областях и спустя время после прочтения книги. Ученые выяснили также, что читатели переживают опыт «телесной семантизации», когда в процессе обдумывания того или иного действия конфигурация межнейрональных связей начинает повторять их конфигурацию в момент совершения этого действия. К примеру, мысли о плавании могут приводить к образованию тех же межнейрональных связей, что и сам физический процесс плавания
* .Исследователи из Стэнфордского университета попросили группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). Причем разными способами. Сперва они читали «просто так», а потом их просили сосредоточиться на анализе текста, как будто им нужно будет сделать доклад на научной конференции. Обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. При переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге.
* Американский исследователь Роберт Уилсон с группой ученых в течение 6-ти лет наблюдали за группой из почти трехсот человек старческого возраста (в среднем около 89 лет). А после смерти испытуемых их мозг исследовали на наличие патологических изменений. Оказалось, что люди, которые на протяжении жизни читали больше среднего, на 32% меньше были подвержены проблемам с памятью, в то время как люди, которые совсем не читали, теряют память на 48% быстрее тех, кто уделяет среднее количество времени на эту активность.

https://www.huffpost.com/entry/five-ways-reading-can-imp_b_12456962 - тут у нас опубликован отрывок работы учёных.

https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Reading - а здесь по стандарту, наша любимая вики, только вот на английском, где находятся десятки разделов и описаний влияния чтения на мозг человека.

7
0

Теперь, буду читать более вдумчиво. А там глядишь может и поумнею. Также надо бы и применять знания полученные из книг...

0
Ответить
Прокомментировать

Есть связь между тем, чтобы думать и тем, чтобы быть умным. Есть связь между тем, чтобы узнавать новое и тем, чтобы думать. Есть связь между тем, чтобы узнавать новое и чтением, потому что многие знания содержаться исключительно в текстовом виде.

Отсюда связь между чтением и интеллектом.

Nikita K.отвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
0
Прокомментировать

Предыдущие комментаторы путают интеллект с эрудицией. Чтение делает человека эрудированнее, но не умнее.

Между просто чтением и интеллектом нет связи. Иначе каждую домохозяйку, читающую поваренную книгу, следовало бы назвать интеллектуалом.

Интеллект -- это то, что даёт тебе понять: чтение каких книг приносит тебе пользу, а каких -- нет.

Расширение кругозора и всё такое -- это про эрудицию. 

У интеллекта другие задачи: он помогает тебе использовать твоё драгоценное время с пользой. То есть, он помогает тебе находить полезные знания и отсеивать бесполезные.

2
-2

не сравнивайте мировую классику с двумя строчками рецептов

0
Ответить

Конечно, мировая классика не идёт ни в какое сравнение с поваренной книгой. Ведь никому не секрет, что из поваренной книги можно узнать как правильно и вкусно приготовить ту или иную еду, в то время как от "Войны и мира" Толстого нет никакой пользы ни человеку, ни человечеству.

-1
Ответить

Суть высказывания Джексона была в другом, ну ладно.

"У интеллекта другие задачи: он помогает тебе использовать твоё драгоценное время с пользой. То есть, он помогает тебе находить полезные знания и отсеивать бесполезные."  - в принципе верно. Но только одно но, Вы ведь в курсе как работает мозг? И что в данном случае нужно называть интеллектом? Разве не образование новых попарных связей между нейронами помогает вам "лучше и быстрее" находить информацию и отсеивать её?

То есть, из этого следует сделать вывод, что даже "просто чтение" напрямую влияет на ЦНС, ПНС и т.п.
"Иначе каждую домохозяйку, читающую поваренную книгу, следовало бы назвать интеллектуалом." И, простите, когда это читающих людей начали называть интеллектуалами? 

Ум человека не стоит отдельно от эрудиции, а лишь совокупность мышления (это в вашем понимании интеллект) и памяти - вот что делает человека более менее подходящим под определение "умный".

К сожалению, большинство понятий слишком субъективны, чтобы ответить на вопрос однозначно, и это в который раз заставляет задуматься, где же метка "философия"...

+2
Ответить
Ещё 2 комментария

Суть высказывания Джексона была в другом

Во-первых, это не имеет значения. Это ни коим образом не влияет на суть моего ответного комментария, адресованного ему. То что поваренная книга полезна -- факт. То что "Война и мир" Толстого бесполезна -- тоже факт.

Во-вторых, с чего это вдруг гражданин Джексон Мартинез (если это его настоящее имя) написал "не сравнивайте мировую классику с двумя строчками рецептов", тогда как в моём ответе на главный вопрос не было ничего про сравнение мировой классики с рецептами?.. Ну раз он написал такой комментарий к моему ответу, то чего удивляться ответному комментарию?..

Теперь, что касается вашего комментария к моему ответу, гражданин Ян Шун (если это ваше настоящее имя). Вы написали много умных, "дипломатичных", но не убедительных слов. Вы мне тут говорите о субъективности, но при этом не замечаете, что сами навязываете мне свои субъективные умозаключения. Не указывайте на соринку в чужом глазу, если имеете целое бревно в своём.

Ваш ответ и ответ Никиты К. на главный вопрос -- это то, что люди хотят услышать, а не то, как всё обстоит на самом деле. Вы оба (намеренно или по незнанию) выдаёте эрудицию за интеллект. Возможно, это связано с намерением утешить своё самолюбие или самолюбие читателей. Как бы то ни было, нельзя выдавать эрудицию за интеллект, ибо это неправильно и некрасиво.

+1
Ответить

Но я не выдавал эрудицию за интеллект, а сказал, что одно без другого быть не может и указал на ошибку, в описании интеллекта) (Тут у нас не аля Шерлок Холмс, который не замечает ничего, кроме важных деталей)

-1
Ответить
Прокомментировать

Конечно доказано! при чтении мы не только получаем удовольствие, но развиваем образное мышление, концентрацию и многое другое. Чтение - такое же упражнение для мозга, как и поднятие тяжестей для мышц.

Легкочитаемая сводка фактов: https://dalshe.club/blog/intellekt/tajnoe-znanie-chto-proishodit-s-nashim-mozgom-pri-chtenii

0
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью