Артем Горный
октябрь 2019.
255

Правомерно ли используют Вторую заповедь о запрете изображений как аргумент против иконопочитания?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
2 ответа
Поделиться

Бог есть дух и поклоняться Ему надо в духе и истине, ибо таких поклонников ищет себе Он. Дух Бога Отца очень легкий, потому что добрый и несет радость (мир, праведность и радость во Святом духе, так говорил Павел) и чтобы Его дух почувствовать, надо настраиваться на Его слово, где Он очень переживает за то, какими стали люди: 21 ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты.

Господь говорил ученикам 16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, 17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

Иконы лишь отвлекают от Его слова и Его духа, надо смотреть внутрь себя и чувствовать Его внутри, а не снаружи 20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

0
0
Прокомментировать

Заповеди Моисея были даны в Ветхом Завете израильскому народу. Запрет на изображения был в то время обоснован тем, что никто из людей не видел Бога. В Новом Завете есть прямое указание на то, что Бог явился во плоти: " "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Св. Евангелие от Иоанна 1:18). Отсюда следует, что Бог изобразим в телесном облике, как Богочеловек. Изобразимы и святые, так как они реальные люди, жившие на Земле, а не какие-то фантомы или фантазии. Единственное, что было оставлено как безусловно невидимое - это Бог-Отец, изображения в наших храмах Бога-Отца в виде старца противоречат соборному запрету (об этом и епископы, и священники говорят). Теперь что касается иконопочитания вообще. Иконопочитание обусловлено только тем, что люди почитают то, на чем почила благодать Божия. В Ветхом Завете был Ковчег Завета и его почитали и перед ним преклонялись. В Новом Завете почитаемы стали изображения, в которых почитание "восходит к первообразу". Кстати, в некоторых древних православных катехизисах при перечислении грехов против заповедей встречал и такое: "Почитал и поклонялся иконам как Богу - да будет анафема". То есть почитание икон как Бога, поклонение им как Богу запрещено как злая ересь и вредное заблуждение. От Православия в свое время откололась ересь имяславцев, которые в произнесенных словах "Иисусе Христе" видели "присутствие Самого Бога". Они были анафематствованы, а последователи данного учения изменили его первоначальную суть и были прощены.

Raiseflag Surrenderотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
-2

На редкость грамотный ответ, данный со знанием дела. Интересно, тот, кто поставил минус, имеет возразить хоть что-нибудь по существу?

+1
Ответить

Ответ составлен очень сложно, запутанно и непонятно.

Для себя же нашла в Библии аргументы того, что Бог ревнитель, и не желает чтобы поклонялись еще кому-то кроме Него. Об этом вроде есть в ответе выше а может и нет. Не поняла вообще...

0
Ответить

Никто и не поклонялся ни Ковчегу Завета, ни праведникам ветхозаветным и святым, и Богоматери в Новом Завете никто не поклоняется. Просят их молитв за нас и почитают. Почитание еще не есть поклонение (и слово поклонение в отношении них редко употребляется, но в смысле синонима слову "почитание". Например, почитание отца и матери в Ветхом Завете даже в одной из заповедей прописано. А так да, поклоняться святым или Богоматери как Богу нельзя, это запрещено. Кстати, если поклоняться святому как Богу, то это хула и на Бога, и на святого. Большая часть молитв православных и утренних и вечерних направлены на поклонение Св. Троице или Господу Христу. Меньшая - упоминает Богоматерь и святых, но все равно там всегда упоминается молитва святых Св. Троице или Богу.

Посмотрите на 2-ую заповедь Моисея. "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им."  - в тексте заповеди явно имеются в виду изображения животных, зверей и птиц, то есть тварей небесных, земных и водных, а также любых мифических существ, которые по мнению древних обитают в воде, земле, воздухе. Здесь не говорится о человеке, так как он не обитает в какой-то одной стихии, здесь не идет речь об ангелах (их др. иудеи изображали). Речь также явно идет о "служении им" ("служение" в данном случае - это явно поклонение как Богу или богам). Позже мы видим появление языческих царей в Др. Израиле, когда они требовали себе поклонения как богам и видим, что падший ангел в Новом Завете требовал у Христа ему поклониться, на что Христос ответил: "Господу Богу твоему поклоняйся и ему одному служи" (как раз ссылаясь на 2-ю заповедь).

+1
Ответить
Ещё 2 комментария

Святые – это те, кто принадлежит к Телу Христа и спасен благодатью через веру (Ефесянам 2:8-9). Иными словами, «святой» – это еще одно определение христианина, истинно верующего в Господа Иисуса Христа.

Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа,
Послание к Евреям 3 глава

0
Ответить

Я согласен с вами, что слово "святые", как и слово "верные" употреблялось как обращение вообще ко всем верующим и в Православии это обращение сохранилось, например там, где миряне называются "народом Божиим", "царственным священством". Однако же, помимо этого, существует и другое понятие "святой", которое есть в Св. Писании: "Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих…
(Послание к Ефесянам 1:15,16). Итак, сначала апостол выше, в том же Послании называет всех Ефесян "святыми"  и "верными", а потом говорит о какой-то "любви ко всем святым". Можно это конечно трактовать как любовь Ефесян к другим общинам. Но можно и иначе. Кстати, слово "святой" также принадлежит Богу, это его название и в сугубом смысле святым нельзя вообще никого из людей назвать, т.к. абсолютно чист и праведен только Бог. Святыми же мы называем людей, которые в благодати Божией стали на Земле еще до физической смерти подобны Богу по благодати (то есть стали добрыми, любящими врагов и исполняющими все заповеди), только и всего. В раннехристианской Церкви таких было большинство, так как совершающий тяжкие грехи мог быть первоначально изгнан как обращающийся опять в язычество и только после покаяния был принят.

Что касается спасением благодатью, то тут никто не спорит.Но вера без дел "мертва есть" и когда Православие говорит о "делах", оно не имеет в виду "заслуги", а только исполнение воли Бога, исполнение заповедей его. Если кто имеет веру и знание, а любви не имеет (то есть заповеди Бога о любви к ближним не исполняет), тот по слову апостола Павла - не спасется. "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.  Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.  И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. (Первое послание к Коринфянам 13:1-3). В Евангелии вера во Христа также часто противопоставляется "делам Закона", то есть Ветхозаветного Закона, который дан Моисеем, куда входили обрядовые правила, ритуальные предписания, уголовный кодекс и проч.

0
Ответить

Бог ревнитель, и не желает чтобы поклонялись еще кому-то кроме Него.

Вы говорите о 1-й заповеди, а здесь речь идет о 2-й.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью