Ablo
октябрь 2019.
2190

Как буддизм обьясняет различные микроорганизмы, такие как простейшие, одноклеточные, вирусы? Обладают ли эти явления природой Будды, есть ли в них зачатки «ума» и другие элементы?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
3 ответа
Поделиться

Есть сутра пожелания добра всем существам метта сутра, там есть такие строчки:

Пусть будут счастливы все существа, сохранны!
Пусть внутренне счастливыми они пребудут!

Какими б [в мире] ни были живые существа –
Хилые, крепкие, [и все], без упущений,
[Все] те, что длинные, и те, что велики,
И средние, и мелкие, короткие и тучные;

Будь они видимы, и [будь они] незримы,
Живут ли далеко они или неподалёку,
Что очутились [здесь] иль [вскоре] очутятся,
Пусть внутренне счастливыми все будут существа!

Так показывается, что каждое существо, независимо от размера, может быть счастливым. То есть, каждое существо может от умственного беспокойства и неудовлетворённости стараться переходить к состояниям более спокойным, приближаться к счастью. Этот потенциал раскрытия абсолютного счастья в сознании каждого существа и называют обычно природой будды. Это похоже на потенциал любого пламени однажды погаснуть, исчерпать топливо для горения. Человеческая форма считается наиболее благоприятной и ценной на Земле для раскрытия свободы ума, потому что ум человека лучше других подходит для этого. То есть, обезьянка теоретически может написать книгу, если будет заниматься этим миллиарды миллиардов лет, но человеку сделать это намного легче.

Другой вопрос: а что вообще считать живым существом. В буддизме условиями рождения существа являются пять групп элементов (скандх): материальные элементы, элементы восприятия, элементы распознавания приятного и неприятного, элементы формирования воли, элементы памяти/опыта и знания. С этой позиции вирусы, например, не являются существами, так как у них нет (ведь нет?) органов чувств. Вирусы больше похожи на сложное химическое вещество, так как у них есть только группа элементов материальной формы. Вирусы размножаются не по причине проявления воли, а потому что материальные элементы из-за подходящей формы пристраиваются к живым организмам. А вот бактерии являются живыми существами, так как они чувствуют приятное и неприятное, реагируют на раздражители, могут по-своему страдать и наоборот быть относительно удовлетворёнными.

5
0

У бактерий, кстати говоря, тоже нет органов чувств. И у деревьев их нет. Органы чувств присущи только высшим животным. Так или иначе, вирусы обладают главными свойствами живого - они стремятся к самовоспроизведению с помощью нуклеиновых кислот. А вот прионы - это тема более интересная. Также не совсем понятно ваша фраза про "проявление воли". Осознанное стремление к биологической деятельности в полной мере присуще только человека. А вот собака и бактерия питаются не потому, что осознают свое желание, а потому что определенные химические системы воспринимают и подают им такой сигнал. Тут дело разве что в сложности системы анализаторов.

0
Ответить

Разве бактерии, растения и животные не реагируют не благоприятные и неблагоприятные условия? Если, например, чашку с бактериями с одной стороны начать нагревать, они постараются переместиться на более прохладное место?

0
Ответить
Ещё 2 комментария

Безусловно реагируют. Но дело в том, что они делают это исключительно инстинктивно, неосознанно. В отличие от человека, бактерии или животные не могут усилием воли, осознанно заставить себя переносить неприятные условия. Другими словами, если нагревать чашку с бактериями, они не смогут осознанно заставить себя остаться в теплой зоне, а человек, наоборот, может волевым усилием терпеть жар.

0
Ответить

В данном случае вопрос не в том, кто что может терпеть, а в том, кто что чувствует. Если существо способно испытывать страдания, значит оно живое. Страдания — это любые неудовлетворённости, беспокойства, страхи и т.д.

0
Ответить
Прокомментировать

приветствую вас. для начала скажу, что с точки зрения буддизма тхеравады не существует никакой особой природы Будды, которая присутствует во всех живых существах. это чисто махаянская идея. Будда о таком вообще не упоминал. продолжу тем, что возможность стать Буддой или Архатом есть только у человека. Их всех разумых существ только человек может стать Архатом или Буддой. теперь о животных........ даже умнейщие из животных такие как собаки или дельфины не имеют возможности задуматься о концепции спасения от страданий. тут уже о одноклеточеых и речи нет

Паньянатта Кехаянотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
0
Прокомментировать

Во времена Будды едва ли кому-то были известны одноклеточные организмы и тем более вирусы. Это совершенно точно, что никто не имел представления о них, так как для их обнаружения нужны мощные микроскопы. По этой простой причине никак не объясняет. Насчет зачатков ума опять же вряд ли, просто некоторые элементы сознания. Можно предположить, что любые существа, у которых есть нервная система в самой простой форме, способная хоть как-то реагировать на раздражитель, обладают формой сознания.

1
0

Бактерии и растения реагируют на раздражители и без нервной системы. Обладают ли они сознанием, если реагируют?

0
Ответить

у растений имеется довольно серьезная нейробиология и нервная система, почитайте свежие исследования.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью