Vitaly Sokolov
октябрь 2019.
523

Как вы понимаете Апорию Зенона: "Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности"?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
0
5 ответов
Поделиться

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Мамардашвили демонстрирует интересный неортодоксальный взгляд на греков как на ультрарационалистов, у которых действительность, доступная восприятию - иллюзия, а подлинной реальностью обладает только мыслимое, если оно мыслимо правильно, законно, логично. Парменид (а Зенон был его учеником) считал, что действительность не может быть мыслима иначе, как статичная, неподвижная, единая и неизменная. Его точка зрения сегодня называется этернализмом - в четырехмерной вселенной нет времени или изменений, они лишь кажутся. В рамках этой трактовки греков апория Зенона становится тем, чем и кажется на первый взгляд - действительным доказательством того, что движения нет. Он показывает, что движение невозможно непротиворечиво помыслить, а если оно немыслимо, то ему нет места в истинном бытие. Версия Мамардашвили хорошо обьясняет, почему Антисфена, того, что "смолчал и стал пред ним ходить", попросту побили в ответ на его аргумент - невозможно, чтобы аргумент, данный от рассуждения, мог быть опровергнут наблюдением, если мы априорно предполагаем, что видимое иллюзорно, и лишь мыслимое действительно.

Nikita K.отвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
0

Это, конечно, любопытно. Но читал ли Мамардашвили учебники по высшей математике? Может там уже есть ответы на все эти древние вопросы?

+1
Ответить

@Владимир Замятин, а математика нынче отвечает на вопросы о том, что обладает подлинной реальностью, а что нет?

0
Ответить
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Я понимаю ее как демонстрацию невозможности бесконечной делимости времени, и умозрительность его непрерывности.

То есть, даже несмотря на то, что бесконечное количество временных отрезков полета стрелы умещается в конечный период времени, среди них нет ни одного "начального" и стрела никогда не должна вылететь из лука.

Парадокс летящей стрелы не содержит скрытых силлогизмов, и ставит под вопрос наше мировосприятие и склонность к оперированию абстракциями вроде "непрерывности" или "бесконечной делимости", демонстрируя, что они не так универсальны, как нам того хотелось бы.

2
-1
Прокомментировать

Я и Кантор понимаем Зенона однозначно: мощность множества бесконечных половин отрезков пути и мощность множества бесконечной последовательности времён на преодоление этого пути - одинаковы, поэтому любой путь преодолим, если НЕ сидеть на диване слишком долго.

Это понимал ещё Галилей, доказавший, что на коротком отрезке прямой точек РОВНО СТОЛЬКО, как и на любом длинном.

Даже на ВСЕЙ прямой точек столько же, сколько и на любой короткой части и поэтому должно хватить на всех.

0
0

Галилей, доказавший, что на коротком отрезке прямой точек РОВНО СТОЛЬКО, как и на любом длинном

Можно ссылочку на работу Галилея?

И чего же это идеи Кантора с таким трудом пробивали себе дорогу, если ещё Галилей доказал?

+1
Ответить

Про Галилея пишет Википедия (Парадокс Галилея), но ей не верю.

Верю вопросу Маяковского: " но скажите, вы,  калеки и калекши,

где,  когда,  какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легше?"

-1
Ответить
Ещё 1 комментарий

@Саид Н, Напрасно не верите. Там в этой статье всё чётко изложено.

А я этого факта биографии Галилея не знал. Он на 300 лет опередил развитие математики в данном вопросе.

За ссылку спасибо.

+1
Ответить
Прокомментировать

Все апории Зенона, в общем, про одно и то же. Про то, что неаккуратное обращение со словом "бесконечность" приводит к путанице (парадоксам).

По настоящему работать с этим словом научились только в XIX веке - работы Коши, Дедекинда, Вейерштрасса, Больцано. И сразу все апории решились.

Про то, как правильно рассуждать про бесконечности, написано в любом учебнике по математическому анализу.

Владимир Замятинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4
-4
Прокомментировать

Данная апория Зенона ставит вечный и не разрешимый вопрос о том, делимо ли пространство(и время) в принципе.

К сожалению, удручают попытки людей с образованием "решать"(вместо того чтобы подумать) апории методом Коши и вообще математики, которая имеет мало отношения к действительности. Достаточно вспомнить о том, что "бесконечно малое" не имеет никакого физического смысла, т.к. мы просто не знаем что это такое.

1
-2

Апории Зенона не имеют никакого отношения к действительности. Они имеют отношение к языку, то есть, к математике. «Математика - это язык» (Гиббс).

+2
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью