Almaz
8 октября 22:59.
317

Насколько сильно СССР отставал в плане искусства от остального мира? Сформировалось ли свое собственное мейнстримное направление и получило ли оно популярность за рубежом?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
5 ответов
Поделиться

Сложно сказать. Тут же не измерить в процентах и показателях. Но так-то, отставал вполне конкретно. Однако, не во всех сферах.

Больше всего удавалось выплывать, как ни странно, за счёт кинематографа. Находились ниши, где без голых баб и трэша удавалось-таки создавать шедевры, или псевдошедевры. 

В литературе. Тут не было никаких открытий в плане прозы, передачи языка. Советские писатели не делали новаторств в стиле Вольфганга Кёппена или Габриэля Гарсиа Маркеса. Они тупо описывали тот жуткасик, что творился окрест них. Да в общем-то, и популярность русской литературы XIX века держится во многом, за счёт этого. 

С художествами было всё печально. "Социалистический реализм" сам по себе не представляет из себя чего-то монолитного. В 1920-30-е годы встречались достаточно интересные образцы. А вот 1940-50-е - сплошное пригибание к ногтю, и к убогим "стандартам". Тут даже те, кто вполне считались потом мастерами, создавали "шедевры" в духе "Трактористки культурно отдыхают после страды". Ценность картины 1940-50-х представляют весьма незначительную, разве что человек поклонник жанра. А вот уже в 1960-е, в расцвет "Оттепели", начинается что-то интересное, и нельзя говорить о "социалистическом реализме", как о чём-то едином. 

Ещё в СССР были "неофициальные" художники, как например те, что выставлялись на выставке "авангардистов", разгромленной Н.С.Хрущёвым, или "Бульдозерной выставке". Они не имели никакого веса в СССР, но могли сделать карьеру на Западе. Причём именно в силу своей нонконформности. 

В разные годы существования СССР проявлялись такие специфические виды искусства, как например "агитационный фарфор". Там у них это было экзотикой. У нас на это смотрели как на постреволюционный дебилизм. У них - с интересом. 

14
-1
Прокомментировать

За 72 года существования СССР ни один вид советского искусств НЕ оказал сколько-нибудь существенного влияния на развитие мирового искусства. Воздействовали только отдельные личности.

 Самый большой след в киноискусстве оставил Сергей Эйзенштейн. И по сей день во всех киноакадемиях мира студенты изучают его творчество. Второй по значимости, конечно, Андрей Тарковский, хотя его знают только специалисты. Широкой публике он не известен.

В живописи оставил свой след так называемый "русский авангард" - Кандинский, Малевич, Лисицкий и др. Только о нём упоминают энциклопедии когда заходит разговор о советском изобразительном искусстве. Соцреализм не оставил ни малейшего следа в мировой живописи.

В музыке, конечно, это Шестакович и Прокофьев. Их произведения до сих пор актуальны и постоянно исполняются лучшими оркестрами мира.

В архитектуре НЕТ ни одного советского имени достойного упоминания.

В литературе только одно имя достойно упоминания. Его действительно знают и уважают во всём мире, это - Александр Солженицын. Остальные его коллеги по писательскому труду широкой публике не известны совершенно.

Ну что ещё осталось? Про балет говорить бессмысленно т.к. в мире ценился только Русский Классический Балет, а он был создан ДО изобретения Советского Союза. Русская школа драматического театра созданная К.С.Станиславским относится тоже к дореволюционному периоду.

В общем  можно констатировать - социализм в принципе НЕ является благодатной почвой для развития искусств. Печально! Но что поделаешь...

6
-2
Комментарий удален модератором

Про Солженицына. Разве у меня где-нибудь употребляется слово "гений?" Нет!!! И вы это слово забудьте, говоря о советской литературе. Хотя, наверное, единственный кто достоин этого эпитета - Андрей Платонов. Но он, к сожалению, вообще не известен западной публике. А возвращаясь к Солженицыну, скажу - я очень сильно сомневаюсь называя его писателем. Но он, действительно, известен во всём мире! А вопрос был именно об этом!

+1
Ответить

Станиславский?

0
Ответить

Что Станиславский? Константин Сергеевич! По паспарту Алексеев. Сын богатого промышленника. Один из основателей МХАТа и создатель самой известной системы подготовки актёров для работы в театре. По "Системе Станиславского" обучены примерно 80% всех актёров в мире...но он никакого отношения не имеет к Советскому Союзу. Доживая свою жизнь был вынужден терпеть большевиков. Несчастный старик публично врал и унижался перед ними - лишь бы сохранить театр. 

+1
Ответить
Ещё 2 комментария

А архитектор, который придумал делать ажурные башни из арматуры, не могу вспомнить фамилию - он разве следа в мировой архитектуре не оставил? Или то еще при царе было?

0
Ответить

Владимир Шухов! Первый патент на строительство "решетчатой башни" был ему выдан 1896 году. При царе! Башню на Шаболовке он сделал в 1922 году и она служила радиопередатчиком, в 1939 году её перевели на телевизионный сигнал. Никакого влияния на мировую архитектуру "Шуховская башня" не оказала т.к. пионером решетчатых конструкций был и остаётся француз Александр Гюстав Эйфель. И именно его "Эйфелева башня" считается произведением искусства, а работы Шухова вторичными.

+2
Ответить
Прокомментировать

Сложно ответить. В начале СССР мейнстримом был Авангард с Кандинским, Шагалом, Малевичем, Таллином, Маяковским, Мейерхольдом, Мандельштамом и всеми кого не перечислить. Русский авангард не успел отметиться разве что в танцах. 

Замятин нечаянно стал одним из основателей антиутопии, а про и Эйзенштейна я вообще молчу.

С другой стороны Станиславский, Горький и некоторые другие, менее известные творцы прославившиеся до революции продолжают работать, да в конце двадцах еще даже можно было сравнительно свободно общаться с белоэмиграцией (где тоже было много писателей). 

Уровень искусства был, вообщем, без преувеличения - один из ведущих, но такое искусство конечно не было массовым или даже понятным большинству.

Затем партия решила, что все это чуждо пролетариату, и стала завинчивать гайки, сделав официальным стилем соцреализм. Прекратились архитектурные, театральные, живописные,  литературные и музыкальные эксперименты, за "формализм" и "антинародность" начинают травить Шостаковича, с пытками убивают Мейерхольда, при повторном умрет Мандельштам, кого выслали, а кто, вроде Маяковского, и сам умер.

Трудно сказать, что социалистический реализм с его "идейностью" и "конкретностью" принес что-то новое, чего мы не видели бы в 19 веке. Но заменить одним, предельно академичным жанром все разнообразие Авангарда не получилось бы не у кого.

Сильной осталась Россия в классических искусствах, например, в прославленном балете, или игре на скрипке. 

И все же именно соцреализм стал мейнстримным жанром для Восточной Европы, Китая, других соц.стран, а в КНДР вы можете наблюдать его в почти неизменном виде, таким каким он был при жизни. 

Авангард же, вернее его наследники, вместе с "просто" реализмом продолжали существовать, но уже неофициально. Они собирались на небезызвестной бульдозерной выставке, но рослее нее и дальше существовали невидимо, и вероятно существуют до сих пор. 

Так, например, мне довелось разбирать картины Дмитрия Павловича Федорина, умершего в 2012 году, прямо в его квартире. У него их было две с половиной сотни, и за всю жизнь, он не продал ни одной - только дарил. Они стояли, наверное, в 4 ряда в однокомнатной квартире в хрущевки. Одни были чуть больше а4, другие, наоборот такие большие, что почти доставали до потолка. Я помню там была картина, нарисованная на дверце от шкафа, которую, по рассказам бабушки, он просто нашел на помойке. Выставки он почти не устраивал и остался совсем безызвестным, нет даже странице в Википедии. Его наследники хотели поначалу просто выкинуть все картины. 

Вероятно так они существовали раньше, а кто-то где и до сих пор так существует. 

Но впрочем я отвлекся, прошу извинить. 

Был самиздат, где печатались самые известные писатели, и даже сумев напечататься за границей получали нобелевскую, как это было с несчастным Пастернаком.  

Были барды, вроде Окуджавы, Цоя, БГ, Высоцкого, Бернеса, Городницкого, Галича, Визбора - звезды местной эстрады. 

После оттепели и писателям, и поэтам стало легче, даже дерзкий для своего времени Евтушенко мог читать стихи. Были Рождественский, Вознесенский, Бродский, Ахмадулина.

Влияла ли эта культура на мир? Безусловно. Но не сильнее, чем Франция, США, Япония, Англия, южноамериканские писатели, вроде Хемингуэя или Борхеса.

Была мультипликация, вроде сверхреалистичной мультипликации 50-ых, и Норштейна, которого просто нельзя не упомянуть - самый известный и великий из всех русских мультипликаторов. 

В общем, в разное время по разному. Но культурной столицей СССР был только для стран третьего мира, решивших стать социалистическими. 

2
0
Прокомментировать

В искусстве нельзя отставать. Искусство - это не техника. Испокон веков в разных частях света было разное искусство. Европейская архитектура нисколько не похожа на арабскую, а арабская при этом сильно напоминает индийскую. При этом архитектура Северовосточной Азии совершенно не похожа на архитектуру Юговосточной Азии. Также и музыка. У каждого народа есть свои напевы и свой неповторимый музыкальный стиль. Мы на слух можем отличить французский стиль, от арабского, а арабский от индийского. 

Да, в СССР был создан свой неповторимый архитектурный стиль, так называемый Сталинский Ампир. 

Сталинский ампир — одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов. В средствах массовой информации используется как неформальное обозначение всего многообразия сталинской эклектики.

Символ сталинского ампира — знаменитые сталинские высотки в Москве. Сталинский ампир в декоре помещений — это, в частности, массивная деревянная мебель, лепнина под высокими потолками, резные шкафы, бронзовые светильники и статуэтки. 

Стиль соединил в себе элементы барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма, постконструктивизма, ар-деко, а также неоготики (здание МИДа); он сочетает помпезность, роскошь, величественность и монументальность.

Если говорить об архитектуре, то для этого стиля характерно использование архитектурных ордеров с четкими пропорциями и обильным декором. Советская символика, рабочие и колхозники, военные были главными героями барельефов и мозаик. Для оформления зданий часто использовались мрамор и гранит. В послевоенные годы архитектура была идеологическим инструментом, который транслировал идеи устремления в светлое будущее.

Один из примеров интерьеров, оформленных в стиле сталинского ампира, — банкетный зал в здании Центрального Московского ипподрома.

В декоре мебели, используемой в оформлении интерьеров в стиле сталинского ампира, — резьба, включающая в себя изображения лавровых венков, колосьев и пятиконечных звезд. 

Деталь сталинского ампира — люстры, освещающие помещение, имеющие парадный вид, часто изготовлены из бронзы и украшены хрустальными подвесками. Для декора помещений часто используются натуральные материалы — дерево, мрамор, бронза, керамика и хрусталь.

0
0
Прокомментировать

Выскажу относительно иное мнение. В Союзе появились некоторые направления в культуре, которые были с восторгом встречены на Западе, вот примеры:

1920-е годы СССР, время стремительного развертывания всех авангардных направлений абстрактного искусства,  включало в свою орбиту кубофутуристов, беспредметников, конструктивистов, супрематистов. 

Соц-арт — одно из направлений постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 1970-х годах в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии того периода. Вот одна из известнейших работ относящаяся к соц-арту.

В остальном согласен с прошлыми ответами. 

0
0
Прокомментировать
Ответить