Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что меняется в статусе «Черного квадрата» после открытия нижнего слоя и надписи, отсылающей к Альфонсу Алле?

Искусство и культура
Лев Оборин
  · 2,4 K
Искусствовед, журналист  · 13 нояб 2015

Вы не поверите — практически ничего.

Но лучше начать с самого начала.

«Черный квадрат» — это символ супрематизма, то есть, беспредметной живописи. Это отказ от пейзажей и натюрмортов: только цвет, только форма. Малевич писал его к выставке 1915 года, на которой были и «Черный круг», и «Красный квадрат», и «Черный крест», и чего только не было — однако "выстрелил" только квадрат. То ли потому, что странно висел в углу вместо иконы, то ли потому, что квадрат приятней глазу.

Совершенно точно известно, что художникам надо было заполнить выставочный зал, поэтому картины писались в спешке. Вполне вероятно, что Малевич просто решил экономить и использовать холсты по второму разу.

Точно так же он потом писал к очередным выставкам новый «Черный квадрат» (проще написать новый, чем искать предыдущий). На сегодня известно о существовании четырех «Черных квадратов». Два из них находятся в Третьяковке (исследовали как раз самый старый).

Кстати, именно этот самый первый действительно долгое время обсуждали из-за того, что в кракелюре были видны другие цвета и спорили о том, что Малевич просто ввел всех в заблуждение, закрасив вполне классическую картину.

На самом деле все эти истории относятся скорей к биографии Малевича и к вопросу, понимал ли автор, что и как он делает. Но никак не относятся к «Черному квадрату», потому что за время своего существования он превратился в одну из самых важных картин в истории искусства.

Редкий случай, когда картина воплощает некую концепцию, которая влияет на будущую живопись на век вперед.

Если совсем упрощать, то можно сказать, что совершенно неважно, что по этому поводу думал Малевич-автор и с какой именно целью и как он этот холст закрашивал. Неважно количество «Квадратов», неважно, какой пейзаж, натюрморт или надпись там спрятаны. Зато бесконечно важно, что думают и чувствуют зрители, какой смысл они в этой картине находят, как интерпретируют. Благодаря Малевичу, зритель из наблюдателя превращается в полноценного соавтора полотна.

Ну, добавят в книги строчку о втором слое. Ну, утвердится окончательно теория о том, что Малевич не особо понимал, что именно он с этим квадратом делает и свои теории подгонял потом под квадрат, чтобы хоть как-то объяснить внезапную известность — и что во всей этой истории оказалось гораздо больше уау-эффекта, пиара и случайности, чем до сих пор все привыкли считать.

Ну, узнаем мы совершенно точно, что Малевича вдохновил Алле, а не «Великая тьма» Роберта Фладда (1617 год, кстати) или не картинка Гюстава Доре о сумрачных судьбах России.

На статус самого «Черного квадрата» это уже никак не повлияет.

Только выставка была 1915-го — в 1913 году была "Победа над солнцем", которую Малевич считал духовным началом... Читать дальше