Евгений Куцков
октябрь 2019.
2134

Как Будда осознал, что он стал пробуждённым?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Будда последовательно задавал себе вопрос: что меня беспокоит. Потом он последовательно устранял причины беспокойств до тех пор, пока не осталось ни одного даже самого малейшего, едва заметного. Он наблюдал ум и так выяснил, что причинами беспокойств являются ненависть-злоба, жадность-страсть, неведение-заблуждения. Отказавшись от этих вещей полностью, он осознал реальность такой, какая она есть, без иллюзий. Он обрёл способность всеведения, запредельной мудрости. Он понял, что стал невозвращающимся в сансару. Что нет ни одной причины для возникновения неудовлетворённостей в настоящем и будущем. Достигнув этого состояния — нирваны, будда стал абсолютно свободным, счастливым, невозмутимым.

12
0

Прошу прощения,  этот ответ от самого Будды? В смысле, это он так говорил, или его так толковали?

+1
Ответить

Будда передал учение, позже собранное в свод сутр — палийский канон. Там есть такая сутра, например:

Ангуттара Никая 3.55

Ниббута сутта: Ниббана

И тогда брахман Джануссони подошёл к Благословенному и обменялся с ним вежливыми приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями и любезностями он сел рядом и сказал ему: «Мастер Готама, «напрямую видимая ниббана, напрямую видимая ниббана» – так говорят. В каком смысле ниббана видна напрямую, не зависит от времени, приглашает пойти и увидеть, ведёт к цели, познаётся мудрыми самостоятельно?»

«Брахман, вот некий человек возбуждён страстью, одолеваем страстью, с умом, охваченным ей, планирует совершить что-либо, что принесёт несчастье самому себе, несчастье другим, несчастье обоим, и он переживает умственное страдание и уныние. Но когда страсть отброшена, то он не планирует совершить что-либо, что принесёт несчастье самому себе, несчастье другим, несчастье обоим, и он не переживает умственного страдания и уныния. Вот каким образом ниббана видна напрямую, не зависит от времени, приглашает пойти и увидеть, ведёт к цели, познаётся мудрыми самостоятельно.

Вот некий человек полон ненависти… Вот некий человек полон заблуждения, одолеваем заблуждением, с умом, охваченным им, планирует совершить что-либо, что принесёт несчастье… переживает умственное страдание и уныние… Но когда заблуждение отброшено, то он не планирует… не переживает умственного страдания и уныния. И таким образом также ниббана видна напрямую… познаётся мудрыми самостоятельно.

Когда, брахман, кто-либо переживает безостаточное уничтожение страсти, безостаточное уничтожение ненависти, и безостаточное уничтожение заблуждения, то и таким образом также ниббана видна напрямую… познаётся мудрыми самостоятельно».

«Великолепно, Мастер Готама! Великолепно, Мастер Готама! Как если бы он поставил на место то, что было перевёрнуто… Пусть Мастер Готама помнит меня как мирского последователя, принявшего прибежище с этого дня и на всю жизнь».

+4
Ответить

Спасибо. Получается, он не призывал отказаться. Он сообщил только о состоянии: "... когда... отброшено...".

+1
Ответить

Пратитья-самутпада или взаимозависимое возникновение — формула, часто повторяемая в сутрах.

«Если есть то, значит, есть и это»; «Если нет этого, значит, нет и того»; «Когда есть это, то есть и то, если возникает это, то возникает и то, если это исчезает, то исчезает и то».

Так как беспокойство, неудовлетворённость является звеном в цепочке таких причин-следствий, то и нейтрализовать это можно искоренив причины. Никто не хочет страдать и беспокоиться. Не нужно никого убеждать освободиться от страданий. Достаточно объяснить причины возникновения страданий.

+2
Ответить
Ещё 20 комментариев

Другими словами, достаточно отчётливого уверенного понимания цепочки событий, какие действия вызывают какие чувства. Т.е.  небуддийская версия, что это "особое состояние" - экстериоризация,  выход контролирующего центра осознания, осознания "я" из тела со всеми восприятиями и, при тренировке, способностью контролировать материальные объекты, через понимание достижимо, по крайней мере, в некоторых случаях? В смысле, прямых противоречий с учением Будды здесь нет?

0
Ответить

Тут есть прямое противоречие, очень часто упоминаемое в сутрах. Я в буддизме условно, так как сознание — это процесс, совокупность возникающих и исчезающих частей. Это свойственно не только сознанию, но и всем существующим процессам в мире. Называется безличностность или анатман. Другие два фундаментальных свойства — анитья (изменчивость) и дуккха (неудовлетворительность). То есть, при попытке выделить какое-то постоянное Я, мы обнаружим, что в следующее мгновение Я стало другим, сохранив причинно-следственные следы от предыдущего Я.

0
Ответить

Зеланд Вадим, в его учении есть отголоски Буддизма, может он тоже пробуждённый ?

0
Ответить

Я, по крайней мере, имел ввиду Рона Хаббарда, автора саентологии, он часто делал ссылки в своих лекциях на Гаутаму Будду, чтоб донести, в чём отличие саентологии от известной школы.

0
Ответить

На сколько я знаю (поверхностно), идеи Зеланда больше похожи на субъективный идеализм плюс мультивселенные, а Хаббарда на сплав индуистских эзотерических учений и псевдонауки. Их цели кардинально отличаются от буддийских. Если перенести их цели в буддийский контекст, то последователь таких учений будет бесконечно перерождаться в сансаре и переживать всё новые неудовлетворённости.

+2
Ответить

Слово "псевдонаука" здесь мне не нравится. Есть опыт, в том числе и личный с точными результатами, а базовые логики и аксиомы позволяют строить работающие технологии. К слову, последовательность эволюции видов подтверждена полностью, начиная с медуз. А прибор электропсихометр позволяет очень точно отличать достоверные восприятия из прошлого от комбинированных. Вся волна на предмет связана исключительно с политикой, а не с недостоверностью используемой методологии, которая по точности значительно превосходит используемые в психологии и психиатрии. Тибетскую книгу мёртвых я не одолел до встречи с предметом "саентология". Позже, прочитал как детектив - без отрыва... с оценкой, что они описали всё правильно, на некотором этапе, не отличив животный дух от человеческого и делая всё оптимально для животного духа, полностью отпустив самого человека.

0
Ответить

Политика не является препятствием для науки доказательной. Если в какой-то стране полезное изобретение или открытие по политическим причинам запрещают, оно переоткрывается в другой. А если это не изобретение, а вредная фальшивка, то это будет запрещено везде, безотносительно политических причин.

0
Ответить

Предметом политики являются любые организованные группы. Исследовательский институт, в котором официально исследовался феномен смерти в Америке, определив потерю веса тела после смерти - сожгли вместе с документами. Современная "Нейрософия", в которой участвует официальная наука, оперирует постулатами  Дианетики конца сороковых прошлого века. Эрик Берн - исходно саентолог, пересказавший теорию игр ЛРХ, он ссылается на дианетику, но там были проблемы организации. Полиграф - отколовшееся от саентологии и продолженная разработка... не учтено только, что эффективность электропсихометра зависит от способностей оператора и от формулировки вопроса: если спросить кристально честного полицейского, совершал ли он преступления,  то без ограничения "в этой жизни", окажется что совершал... Я сейчас в организации имею статус "потенциальный источник неприятностей" (живу с матерью. которая не против предмета, но боится организации). Заочно, иногда прохожу курсики по лекциям ЛРХ. Но сутр Будды никогда отдельно не читал, а ЛРХ ссылается Будду. В технологии же обучения есть данное о том, что любой предмет стоит рассматривать не в пересказе и искажениях, а в источнике. В лекциях есть, в частности, ссылка, что буддизм учит отречению,  что подход в саентологии противоположный: контроль невозможно достичь уходом. А из приведённых вами цитат получается, что-бы ни прочитали последователи Будды, он учил не отречению от жизни, а её пониманию. Прошу прощения за оценку "Книги Мёртвых", сказанное там - оценка моя, с обобщающей подсказкой ЛРХ,  он говорил также, такое о буддийских практиках. Исследования в саентологии продолжаются, т.е технология освобождения человеческого духа на ранних этапах завершена... Но те, кто достиг верхних уровней, помимо продвижения, обязательно заняты изучением... научным сфер неподконтрольных современным учёным.

0
Ответить

буддизм учит отречению

Если в такой форме делается попытка приравнять буддизм к эскапизму, то это ошибочное представление. В буддизме основной практикой является проникновение в суть вещей — уничтожение иллюзий. То есть, можно сказать, что происходит отказ, отречение от иллюзий. Но когда человек осознаёт, что в сансаре всё — процессы, все явления существуют только в движении, во взаимообусловленности, то уже и не остаётся ничего, от чего получилось бы отречься. В буддизме нет цели контролировать что-либо материальное или бесформенное, но изменяющееся. Там цель — постоянная, неподвижная, безразмерная, безличностная, свободная от неудовлетворённостей реальность.

Чужие идеи нужно очень тщательно проверять на своём опыте. Проверять, какая от них польза и какой вред. Если просто слепо довериться другому человеку, даже если он выглядит как мудрый, его жизненный опыт рано или поздно окажется неуместным, неподходящим. И возникнет вред. Будда даже про своё учение говорил:

«Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому, как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет — чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!»

Особенно осторожно нужно относиться к людям, которые ведут агрессивную миссионерскую проповедническую компанию. Просят денег или просят что-то сделать для них, отказаться от каких-то свобод в пользу их идей. Таким людям нужно отказывать очень чётко, чтобы не превратить свою жизнь в рабство.

+1
Ответить

Спасибо за комментарий. Эта методология - принимать не в память, а в действие то, что видишь применяется и в Саентологии. По поводу различия целей - понимаю. В саентологии контроль - промежуточная цель, но надолго. А так, ставшие клирами болтают, про чистую статику, которую они вспомнили в процессах, в которую стремятся вернуться все духовные существа. У Рона есть устная ссылка, без систематизированной технологии про возможность пути через чистое понимание. Я не пытаюсь смешивать технологию варки супа с технологией приготовления якутских консервов в мёрзлом торфе.)). Собираю информацию, без действия... ориентируюсь.

0
Ответить

Да, по поводу "запретов" во всём мире - чистая ложь. Организация работает в России, в частности, в Питере их несколько, а также во всём мире - лживая волна порождаемая технологией разжигания социальной вражды и майданов, штаб-квартира организации занимающейся этим, находится во Франции, и известный у нас "доктор" Дворкин - её агент... слово "доктор"  за бугром имеет другой оттенок: я тоже числюсь "доктором", изучив "Филадельфийский Докторский Курс" в саентологической церкви.

0
Ответить

Моя мысль в том, что наука и псевдонаука — это разные вещи с разными целями и методами. Если что-то предлагается как полезное, но нет экспериментального метода проверить пользу и статистику собрать, то это не научное явление.

0
Ответить

В этом смысле Саентология - наука. Есть статистика есть производственный процесс по точным критериям.. фабрики клиров и медленное накопление оперирующих духовных существ, независимых от тела, иногда действующих без него, но способных контролировать, в том числе и тела.  Речь о другом. Есть три составляющие. Теория ( законы, закономерности, подтверждённые наблюдениями опытами, статистикой) технология и организация. Организация имеет цель хранить, защищать, иногда развивать и иногда применять-производить на основе этих теории и технологий. Это  политическая школа, это закулиса, это религия ( в христианстве, например, - библия, как философия-теория; молитвы, посты, службы, как технология, церкви как организации и цеха), это государство... любая сфера, где есть какая-то организованная деятельность. Научный институт, государственный, занимавшийся этой проблемой(изучением феномена смерти, связи между жизнями) - сожгли. Официальная организация учёных, политическая организация не могут в принципе признать саентологию. Да, есть доказательства многих жизней одного человека. С раскопками. С наследованием себе в банках. Есть бизнес кладоискателей, поднимающих корабли со дна. Да, есть законы, вроде того, что толпа убитых фашистов хватает тела русских новорожденных детей и живёт в них в  Советском  Союзе. Мусульманская технология распространения именно так и работает: они убивают чужих, которые сопротивляются Исламу (на основе своих теорий, исключающих следующее воплощение), и человек рождается в семье мусульман. Только есть разведка, есть правоохранительная система... Он то преступник, то полицейский...  То  русский политик, то агент ЦРУ,  то умница, то дегенерат,  вот он, и он не отсидел положенное по закону, так как "сделал ноги", сдох к чёрту, чтоб стать полицейским. А что делать с этим, если это признать и не обозвать шарлатанством, лженаукой существующему общественному строю? За одну из множества религий - сойдёт.  Нет такого, что раз оно полезно,  то будет принято. Законы разума не позволят без применения технологии отсева ложных данных, данных принятых на веру, сделать это. Разум порождает химеру, когда ему преподносят доказательства того, что то, на основе чего он действовал было ложью, не синтез, описанный в диалектике, просто соединяет улаживая то и то, когда одно надо отвергнуть. Поэтому Саентология занимается производством, не влезая в политику, на сколько её туда насильно не втягивают. Но это не значит , что нет людей со стороны, которые манипулируют в своих целях существованием этого института. Есть сферы деятельности направленные Саентологией в общество: нарконон, криминон, технология обучения, гражданский моральный кодекс...В Азии,  буддийские монастыри активно внедряют нарконон и криминон, как и кое кто из индусских принцев-брахманов.  Данные из предмета, без ссылки на источник или согласования с организацией, расходятся от людей, вроде Эрика Берна... но они (эти люди) не ускоряют процесс торможения деградации людей, как могли-бы. Простите, за обилие трудно проверяемой информации. У меня внимание к буддизму от детства осталось: бабушка подсунула какие-то материалы, про синтез буддизма и коммунизма двадцатых годов прошлого века, младшему школьнику, октябрёнку. ( Официально у неё икона православная стояла и активная комсомольская позиция в прошлом, хоть и не воевала, но готовилась). И, изучая материалы ЛРХ, натыкаюсь на ссылки... Кришнаитом был, за Виссарионом бегал, сколько-то в православные храмы ходил, пока не отверг... К буддизму обратиться не успел...Сейчас, пока в ауте.

0
Ответить

то  русский политик, то агент ЦРУ,  то умница, то дегенерат,  вот он

Тут чувствуется индуистский подход. Вероятно в саентологии есть какой-то аналог индуистского атмана — души, основы личности или вроде того. В буддизме это отрицается чётко. Нельзя сказать, что человек равен себе мгновение назад, не говоря уже о других формах воплощений потока ума.

0
Ответить

Да, есть схожести с многими школами.  Продукт, подтверждённый терапией, полученный в  результате исследований с электропсихометром. В человеке соединены несколько существ, каждый из которых имеет свою отличную от других память и трак развития. Генетическая сущность - тоже бессмертное существо, отвечающее за развитие тела и имеет земной путь развития через мутации от морских плавающих водорослей. Она покидает тело только когда оно не способно жить и восстановиться. Если человек шагает со скалы в пропасть, генетическая сущность выходит из обломков тела внизу, а сам человек покидает тело до того, как сделан последний шаг. Чем более человек здрав рассудком, тем отчётливее ему подчинены присоединившиеся к нему сущности. В психушке человек, обычно, рядом с телом и не обращает на него внимания, а взбунтовавшиеся духи пробуют вести свою игру. Клептоман, к примеру, не контролирует только одну сущность, ) .  Иногда человек устаёт от игр в человеческом обществе и берёт перерыв, проведя жизнь, например, в теле лошади. А трак самого человека тянется в прошлое дальше времени существования и Земли и этой физической вселенной. Народ, прошедший верхние разрешённые уровни в голос утверждает, что самое ценное, что они имеют - это "сейчас".

0
Ответить

В науке обычно наоборот: сначала создаётся теория, гипотетическая модель мира, описывается на языке математических расчётов, потом уже это реализуется в материале, чтобы подтвердить теорию. Хотя, были случаи случайных открытий с помощью приборов, но они были зафиксированы именно потому, что удачно вписывались в модель мира.

0
Ответить

Здесь данные накапливались. В Дианетике 50 года, которая предшествовала Саентологии, написано, что если в ходе процесса выскочил случай из  "прошлой жизни" - проходите, его как обычный инцендент, это воображаемая картинка, прошлых жизней не существует, вы увидите, что нет движения по эмоциональной шкале и изменения соматик. Картинка исчезнет, а  вы дайте запрос про аналогичный случай и он появится, реальный случай из этой жизни... После собирались отчеты по многим людям и данные совпадали,  пошла проверка - археологическая экспедиция, другие расследования по разным людям... появились аксиомы саентологии, уже не в отношении разума, а в отношении духа. Уточнялись, расширялись, проверялись. Нарисовался трак сущностей и полный трак времени собственно человека - деградации сущности, которая большую часть своей истории не была привязана к телам, а тела потом,  не сразу стали гуманоидными. Он прошёл дальше, уже как разведчик, описал, как в какой -то момент чуть не погиб и понял почему другие мистики, дойдя до этого места погибали: он переломал себе кости... сила освободилась, он пытался открыть дверь, брал за ручку и отламывал её, пришлось заново, в кровати, учиться прикладывать усилия соразмерно хрупкости тела... Верхний уровень,  по которому проводят людей - когда они, научившись перемещать своё сознание и создавать энергию, учатся контролировать, перемещать объекты, действовать без участия тела на расстоянии от него. Дальше технология построена, некоторые люди ей обучаются, но предоставление (по политическим, организационным  соображениям) пока закрыто. Люди занимаются исследованиями в разных сферах по своим программам.

0
Ответить

Иногда люди так привыкают к собственной личности, что пытаются создать такую удобную модель мира, в которой им не придётся расставаться со своей любимой привычкой. Но модели, в которых личность континуальна, не соответствуют реальности. Когда иллюзорные представления сталкиваются с реальностью, тогда возникают неудовлетворённости. И наоборот: чем адекватнее представления о реальности самой реальности, тем меньше неудовлетворённостей, и тем более счастлив человек. Личность — это комплекс пяти групп элементов. Материи, восприятия, эмоциональной реакции, волевых формирователей и памяти. Между этими элементами в прошлом и в будущем есть причинно-следственные связи. Поэтому возникает иллюзия продолженности. Но в реальности нет двух одинаковых состояний этого процесса. Поэтому, для людей гораздо полезнее думать о том, что прямо сейчас можно сделать, чтобы стать счастливее, а не о том, что было в прошлом или будет в будущем.

0
Ответить

Не могу согласиться с концепцией. Это базовая идея Дзен, на сколько понимаю. Итог желателен, идеальное состояние правильное, но путь не работает, так как действует закон, который пробовали описать термином "карма". Прошлое, говоря по простому, обязательно догонит, может и не сразу (на краткий момент описанное - рабочая версия), и ударит... а после задержки ударит больнее, в затылок вне зависимости от того, что его человек не помнит, отрицает, и говорит: "Это был не я". Собственно, не дианетика, саентология работает с этим. Когда человек берёт полную ответственность за настоящее, прошлое и будущее, он может строить свою свою судьбу в согласии с миром, в котором живёт и наслаждаться настоящим. Ответственность: желание и способность  быть причиной всех усилий и контрусилий во всех сферах своей жизни.... Как желательное состояние - контроль около половины усилий, чтоб было больше движухи, но и была бы возможность ставить цели и действительно их достигать... Человек всегда может начать сначала, но прошлое, по возможности, стоит всё же улаживать.  Цикл действия: начало, поддержание воздействия, сколько необходимо для достижения цели, подтверждение достижения цели прекращением воздействия. Всё начатое надо закончить, в подходящий момент, чтоб отклеить внимание и ресурсы для нового цикла. Суть кармы в повисших циклах: заклинивший механизм иногда срабатывает на один два оборота в неподходящий момент, сбивая в пропасть даже осторожный маленький цикл. Это и есть деградация.

0
Ответить

Анатман — это идея не только дзен, но и всех основных школ. Кармические связи существуют до тех пор, пока в сознании есть воспринимающие и продуцирующие эти связи части. Если сознание правильно настроить, то карма нейтрализуется и новые причинно-следственные связи не могут возникнуть, так как для этого не остаётся условий. В сутрах (поздних школ) такие части сравнивают с семенами, которые как бы прожариваются, и в будущем из них ничего уже не сможет вырасти. Грубо говоря, монахи занимаются тем, что исчерпывают прошлую карму и предотвращают возникновение новой. Будда — невозвращающийся к состоянию сансары, состоянию действующей кармы, пребывает в нирване, состоянии недействия кармы. В буддизме ценятся только лишь усилия, ведущие к этой цели. Остальные усилия — причины страданий. Ведь любое относительно удовлетворённое состояние в движущемся непостоянном мире сменится неудовлетворённым. Только в нирване удовлетворённость постоянная.

+2
Ответить
Прокомментировать

Конечно он прошел все, что проходили все тогда отшельники, так же мучил себя голодом, лишениями. Много размышлял о жизни, медитировал. И у него появились почитатели. Но причина страданий так и ускользала. Пока в один прекрасный день он не сел под дерево Бодхи, которых было много в той роще и решил твердо не сходить с места пока не поймет все.  И когда погрузился в глубокую задумчивость (медитацию), то понял простую вещь (просветлел) ведь понять простое, может только гений. Срединный путь - это и есть спасение. Наслаждение жизнью, тришна и есть причина страданий. После чего попросил еды. Чем смутил его учеников и почти все ушли, посчитав это слабостью. Он сказал, чтобы стрела полетела далеко не нужно ослаблять тетиву или перетягивать - может лопнуть. Однако он не стал ходить и всех учить, как в канонических писаниях. Вначале нужно было завоевать авторитет, поэтому он сидел и слушал самых уважаемых, у которых было много почитателей. Сначала соглашался, затем  вступал с ними в споры и выигрывал. Так он стал учителем жизни.

0
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью