Почему сюжет кинофильма воспринимается легче, чем сюжет театрального спектакля?

2026
5
0
12 ноября
01:11
ноябрь
2015

Вопрос очень понравился, если бы можно было ставить лайк за вопрос, поставил бы.

А теперь ответ:

Восприятие сюжета происходит в двух основных направлениях: эмоциональном (чувства, которые транслирует произведение) и рациональном (сюжет как череда событий).

Степень непосредственности взаимодействия субъекта и объекта восприятия играет одну из ключевых ролей, в данном случае (кроме того влияет личное отношение, настроение и пр.).

1) Все что мы воспринимаем находится от нас на расстоянии. Но, кроме физического расстояния, есть еще и психологическое, которое зависит от наличия "преград" между объектом и субъектом восприятия. К таким преградам относятся: очки, окна (даже пустые рамы без стекол), мониторы и т.д. (причем преграда существует как на физическом, так и на психологическом уровне). Но, самое главное, барьером является форма представления информации - непосредственная или опосредствованная. В первом случае, все происходит здесь и сейчас, перед нашими глазами, мы видим картинку в жизни. Во втором, мы получаем информацию через какое-то средство (монитор, фотография, видоискатель фотоаппарата и т.п.).

Непосредственное восприятие эмоционально сложнее, так как субъект включен в происходящее, это становится частью его жизни. Опосредствованное восприятие легче, так как воспринимается как нечто внешнее, чужая история. Именно поэтому фотографы не страдают, когда делают снимки ужасов войны, голода, у них есть прекрасный защитный барьер - фотоаппарат.

2) Как следует из сказанного выше, театр это непосредственное взаимодействие, в отличие от кино. И если субъект от этого сильнее эмоционально сопереживает сюжету, то для произведения это значит, что оно существует либо в статике, либо в динамике. Кино статично, в том смысле, что оно создано однажды и неизменно (актеры уже все сыграли, сколько фильм не пересматривай - он один и тот же). Театр же динамичен, каждый спектакль уникален, потому что актеры реагируют на публику, свет, свое собственное настроение и состояния других актеров, на межличностные отношения в труппе, которая может меняться. За счет этого эмоциональная реакция субъекта только увеличивается, так как, во многом, она соответствует его текущем состоянию (или стремится к этому соответствию).

В итоге:

Восприятие эмоциональной составляющей сюжета мешает рациональному восприятию, так как эмоции первичны. В театре мы эмоционально глубже сопереживаем происходящему, поэтому хуже воспринимаем сюжет. В кино эмоциональная включенность меньше, поэтому и сюжет понимается и запоминается лучше.

Попробуйте несколько раз посмотреть один и тот же фильм (который понравился с первого просмотра), эмоции будут снижаться, а вот понимание сюжета улучшится (вы увидите незаметные детали).

24
1
ноябрь
2015

Ответ на этот вопрос простой, и он не имеет отношения к тому, что кино и театр зрители воспринимают по-разному. На самом деле механизмы восприятия, внимания и эмоций у зрителей в театре и у зрителей в кинотеатре работают одни и те же, просто кино эксплуатирует эти механизмы более эффективно. Делает кино это с помощью присущих ему технических средств.

В кино с помощью движения камеры и монтажа можно указывать, изолировать и укрупнять важные объекты, место действия, героев и их эмоции. Это в свою очередь усиливает эмоции зрителей и помогает им следить за сюжетом. Кроме того, в кино можно показать объекты, детали и место действия не прибегая к условностям, упрощенным декорациям и т.д., и зрители воспринимают эти картинки лучше, без дополнительной расшифровки.

А теперь все то же самое подробнее.

Что есть в кино, чего нет в театре? Прежде всего, это подвижная камера и монтаж. С их помощью кино может указывать зрителю куда смотреть - приближение камеры или зум указывают направление, где будет развиваться действие или какой герой или деталь сейчас важнее для сюжета. Еще движением камеры или монтажным переходом на более крупный план деталь или персонажа можно изолировать, и зритель на экране будет видеть только это и никак не сможет отвлечься на что-то другое. В театре же зритель может на протяжении всего спектакля смотреть на всю сцену (даже если его внимание пытаются привлечь звуками репликами, светом и т.д. в какой-то конкретной части сцены), в кинотеатре только на то, что в данный момент показывают на экране. Вообще, увеличение и уменьшение крупности, самый простой прием в кино, который очень сложно сделать в театре, и он как раз имеет отношение к восприятию сюжета. Попробуйте в театре показать сверхкрупным планом на всю сцену (или представить себе такой спектакль) цветок лежащий на полу сцены, листок бумаги на столе или то самое ружье, которое висит на стене. В театре это потребует какой-то сложной сценографии, зеркал, видео-экранов, которые скорее будут отвлекать, в кино это простой и повсеместный приём, который совсем не отвлекает. Или, например, крупный план актера в критический момент фильма, помогает зрителю лучше считать его эмоции.

Тут я бы поспорил с другим ответом на вопрос, в котором утверждается, что в кино и театре у зрителей разное восприятие (опосредованное и непосредственное), и что само восприятие делится на эмоциональное и рациональное, и что одно другому мешает.

Во-первых гипотезу опосредованности легко опровергнуть простым экспериментом - снимите весь спектакль одной камерой с одной точки в зале, без крупных планов актеров, и покажите зрителям в кинозале. Вряд ли зрители поймут сюжет лучше, хотя из гипотезы опосредованности следует обратное. Сейчас, вообще, часто показывают театральные спектакли в кино (а еще оперу и балет), и я бы не сказал, что сам по себе "опосредованный" показ спектаклей в кинотеатре делает сюжет понятнее.

Во-вторых, кино (если взять средний мэйнстримовый фильм в вакууме, среднего зрителя там же и сравнить со средним спектаклем и его средним зрителем) не только понятнее, но еще и эмоции вызывает более сильные. Эмоции не мешают восприятию сюжета, а помогают ему. Когда вы сочувствуете главному герою, вы внимательнее следите за его действиями и действиями других героев против него, вы лучше запоминаете эти действия, сопоставляете их, и вырабатывайте ожидания: "Что же будет дальше?" Обман или удовлетворение зрительских ожиданий как раз и составляют структуру сюжета фильма и они же связаны почти со всеми эмоциональными эффектами, который фильм вызывает. Так что восприятие сюжета и эмоции идут в обнимку и помогают друг другу, а не наоборот.

В-третьих, действительно, есть одна вещь (и как показано выше это не эмоции), которая может помешать восприятию сюжета, и она, скорее, характерна для театра, чем для кино. В кино режиссер (если он не Ларс фон Триер брехтианского периода творчества) может показать непосредственно в каком месте и в какое время происходит действие - во дворце, в саду или у реки. Для этого достаточно просто показать настоящий дворец, сад и реку, и любой зритель старше пяти лет воспримет их автоматически и будет знать, где какая сцена происходит, как герои расположены относительно друг друга (те, кто в саду, не видят и не слышат тех, кто во дворце) и так далее. В театре настоящий дворец или настоящую реку на сцену не вынесешь, и приходится прибегать к декорациям, то есть к некоторым условностям, которые обозначают сад, дворец и реку. Зритель в театре не может эти условности воспринять автоматически их нужно расшифровать, то есть думать. Причем в каждый момент действия - вот эти люди стоят на одной сцене, но одни в условном дворце за разрисованной картонкой, а эти в условном саду, и они не видят и не слышат друг друга. Заядлые театралы эти условности воспринимают проще, дополнительно их ценят, и они им голову меньше занимают, а те кто в театре бывают редко, тратят ресурсы мозга на расшифровку условностей и хуже воспринимают сюжет.

5
0
ноябрь
2015

В кино вы не ограничены в выразительных средствах, вам не нужно быть заложником триединства: сюжет может разворачиваться параллельно где угодно и когда удобно, поэтому донести сюжет до зрителя легче.

1
0
показать ещё 3 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта