Никита Пономарь
сентябрь 2019.
15477

Почему семиструнная гитара была полностью вытеснена шестиструнной?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
6 ответов
Поделиться

Играю и на 6-ти, и на 7-ми-струнке, и моё личное мнение, что 6-струнка победила исключительно благодаря более простой постановке аккордов. Для сравнения: три «блатных» аккорда, вокруг которых построено подавляющее большинство гитарных песен (Am, Dm, E), на 6-струнке зажимаются ТРЕМЯ пальцами, а на 7-струнке для этого потребуются все ПЯТЬ, причем большой палец должен зажимать ДВЕ верхних струны одновременно (в случае Am). А теперь вспомните, когда только учились играть на гитаре и ненавидели, в частности, баррэ, потому что не могли его поставить и думали «побольше бы открытых струн в аккордах!». 6-струнка дала возможность овладеть инструментом гораздо большему количеству людей и, собственно, количество решило вопрос в пользу удобства. Это моё личное мнение на основе своего опыта, на истину не претендую!

9
-1

Соглашусь.

А что скажете насчёт open G, (под 6/12 струн) на коем играет Розенбаум? Есть какое-то принципиальное отличие с семиструнным строем? И если нет, то якобы должна ощущаться нехватка седьмой струны?

0
Ответить

Отличие только одно - Александр Яковлевич просто удалил пятую струну (си) из семиструнного строя. Если честно, я никакой особой разницы не ощущаю, тем более его песни играются преимущественно боем, на мой непрофессиональный слух разницы нет

+1
Ответить

но не всем подходят под голос тональности ми минор и ля минор. Голос у большинства людей такой, что удобнее соль минор, си минор, до минор и т.д., и тут уже надо баррэ ставить

0
Ответить

Каподастр никто не отменял)

0
Ответить
Прокомментировать

Потому, что

-Музыка изменилась. Дело в том, что 7 ми струнная гитара имеет иной строй(в сравнении с 6 струнной) и эта гитара была в ходу у бардов и исполнителей романсов и цыганской песни. В позднее советское время стала просачиваться западная популярная музыка, в которой 7 струнная гитара не очень то и нужна. Романс как жанр уже сошел на нет. Естественно многие хотели играть западную музыку и для этих целей отлично подходила уже 6ти струнная гитара. Я понимаю, что все это условности и на чем угодно можно сыграть что угодно и сделать переложение, но тем не менее проще и практичнее 6ти струнная гитара.

-В года популярности 7 струнной гитары качество местного производства инструментов было ужасным. Обычно 7 струнная гитара ассоциируется(да и 6 струнная тоже) с кондовым грифом с болченым креплением. Когда рынок инструментов стал богат, то люди уже выбирали что хотели. В этом смысле умерла не только 7ми струнная гитара, но и 6 струнная схожего качества. До наших дней эти инструменты дожили не особо хорошо. Мало какие экземпляры пригодны для комфортной игры. Хотя сейчас можно купить уже современную 7ми струнную гитару, но уже никому не надо. Хочу заметить, что я сейчас говорю о простых людях, который в те дни покупали инструменты. Все таки здесь речь идет о народном творчестве.

-"Не богатый" репертуар для 7ми струнной гитары. Для нее на самом деле написано достаточно, но для более современных людей эти произведения мало о чем говорят.

Современные исполнители конечно же есть. Но конкретно не подскажу,  тк не интересовался этой темой. Но то, что такие есть-это точно. 

Шансов ее возвращения нет. Как минимум потому, что культурная глобализация набрала полные обороты и назад дороги уже нет. Случилась такая ерунда кстати не только  с нашей страной. Инструменты не исчезают просто так-это всегда какие-то изменения в музыкальной культуре.

Марк Шеклиотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
7
0

Я правильно понимаю, что у семиструнной звучание совершенно иное, нежели у  шестиструнной, а не просто +1 струна?

0
Ответить

Очень сложно дать однозначный ответ.

В общем, смотрите: Формально звучание отличается, но не потому что 6 или 7 струн. Там другой строй и иное натяжение струн, в следствии чего мы получаем иное звучание. Потом очень много зависит от конкретной гитары(конструкция, материал, качество изготовления). Одна будет действительно звучать иначе, а другая схожа с 6ти струнной. Но опять же не из-за количества струн. Кстати на счет струн-звучание также может отличаться из-за того какие струны стоят(даже на одной и той же гитаре). В общем если мы отметаем такие нюансы и берем две относительно похожих по конструкции и материалу и со схожими струнами две гитары 6 и 7 струн, то разница конечно есть, но вряд ли не посвященный человек заметит ее в слепом тесте.

Итого: По факту и в теории разница есть, но тут очень много факторов. На практике же разница не будет прямо такой уж существенной для неподготовленного слуха.

+2
Ответить
Ещё 1 комментарий

Как дополнительный такт в двигателе авто, так сразу не ясно, а ход другой. Нужно ли при ограниченом выпоре петь. Самому и вперёд. Начнут перепевать, начнут не моч этого сделать на 6-ти стр. И т. Д.

0
Ответить

"Там другой строй"

Не дописал. Это в свою очередь влияет на восприятия общего звука, тк у нас струны иначе настроены и имеют иную звуковысотность.

0
Ответить
Ещё 5 комментариев

Но, я верно понимаю, что у семиструнной, при прочих равных, будет шире диапазон, и богаче гамма?

+1
Ответить

По диапазону верно понимаете. Но не так, чтоб это было прямо принципиально. Дело там не в диапазоне, а в том, что как не крути а это инструмент с иной философией и дело не только в дополнительной струне.

На счет гаммы не очень понял что вы имеет ввиду. Гамма она и в Африке гамма. Если есть например гамма ре мажор, то она будет идентична на любой гитаре или же даже на другом инструменте(за исключением случаев, когда есть технические ограничения).

Единственное что, в гамму можно добавить как раз эту дополнительную струну. Более точно не подскажу, тк просто не в курсе что там за гаммы помимо стандартных имеются в ходу.

+2
Ответить

аа. Еще теоретически какие-то экзотические гаммы аппликатурно проще будет сыграть.

+1
Ответить

А что-то наоборот сложнее. Никогда не использовал это строй, так что к сожалению не могу дать компетентный ответ по гаммам на 7ми струнной гитаре.

0
Ответить

Позвольте с Вами не согласиться. Во-первых , схожий строй (“Open G”), когда в открытом положении струны дают аккорд Соль-мажор , существует и на Западе - эта та же русская семиструнная гитара, только без 5-й струны. Дело в том, что в таком строе удобнее играть джазовые повышения-понижения на полтона. Это во-первых. А во-вторых число энтузиастов , играющих в русском семиструнном строе (причём не только в России, но и в других странах) всё время растёт: https://youtu.be/mdFn47z9xGs

0
Ответить

Дргой строй, в аккордах (подходящих по тональности и мелодике для песни) последовательность звуков\нот будет иной и звучание будет иным. Только вот суть в том, что современные песни (по сути дела все они в той или иной степени блюз-роковые - по крайней мере корни отсюда растут) на аутентичной семиструнке куда сложнее исполнять, т к семиструнка больше подходит для балладных песен, а это совсем иной стиль и по харрактеру совсем другая музыка. Играть то можно и то и другое на обеих типах гитар, но качество\звучание и в первую очередь (для исполнителя) удобность будут весьма разными.

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

У уважаемого Владимира Семёновича не так мало песен пусть на на "трёх блатных", пускай на пяти. Но при этом я не припомню его играющим на шестёрке.))

+1
Ответить

С большим интересом всё прочитала. Никогда не задумывалась, почему шесть, а не семь. Я училась на шестиструнной, и классику, и романсы, и даже гаммы нравилось играть. Спасибо за информацию.

0
Ответить

Пожалуйста.

Теоретически струн можно сколько угодно сделать как и разработать какие-то строи =) Но все упирается в практическую необходимость.

Ну а вообще гитар много всяких. Вон, например микротоновая.

+1
Ответить
Ещё 1 комментарий

"как и разработать какие-то строи"

Естественно при наличии познаний и таланта у изобретателей.

0
Ответить

Добавлю немного. На сегодняшний день довольно популярны семиструнные гитары (а также 8-струнные и более), но совсем другие — там строй квартовый, как на обычной шестиструнке, седьмая струна также на кварту ниже шестой. Они используются в тяжелых жанрах, где нужен более низкий тон звучания, и в сложной инструментальной музыке, где исполнителю нужен больший диапазон нот, который можно взять в одной позиции, не перемещая руку, ради более технически сложных композиций.

+2
Ответить

Тут обсуждалась конкретно русская семиструнка - практически исчезнувший инструмент.
Что же об корнзадротах и мешугазадротах - они так и не в курсе, что если они настроят гитары ниже музыка круче у них от этого не станет. Более того эта тенденция уже начала потихоньку отмирать. Строя "C" уже более чем достаточно для мощного звучания, все остальное на мастерстве исполнителя.

-1
Ответить
Ещё 11 комментариев

Ну я не буду комментировать задротство всякого дэткорщичества. Странно обсуждать нюансы звучания обертонов на открытых струнах и при этом отрицать, что строй не влияет на восприятие музыки. Мастерства я не касаюсь — оно всегда нужно.
Касательно исчезновения цыганской семиструнки — туда ей и дорога, собственно, но это только моё мнение. Функционально инструмент более примитивный, так что зачем.

-2
Ответить

А как так выходит, что струн больше, а инструмент - примитивнее?

-1
Ответить

Исходя из его предназначения. Аппликатура неудобная для игры чего либо, кроме аккордов простых. Сам инструмент не примитивен, поэтому я и упомянул современные семиструнки, но строй, который как раз является тем, что отличает эту гитару от современных, и ограничивает её функционально. Можно сделать гитару, у которой будет девять струн, и открытые будут давать один аккорд, в котором каждая ступень трезвучия будет играться на трёх струнах с нотами через октаву. Этот аккорд будет звучать великолепно. Но только он. В этом и есть примитивность. Нет школ и традиции сложной музыки для русской семиструнки, потому что шестистунка для этого подходит лучше в совокупности.

-1
Ответить

Да, действительно. Зачем семь струн? Да даже и шесть. Вон, ну гитарах укулеле 4 струны, а на балалайках -вообще три. Обходятся как-то)

Таким макаром скоро придём к одной струне и грифу без ладов.

Мурку сыграть вполне хватит)))

+1
Ответить

Участник группы Oomph (на своем безладовом басу оставил одну струну). Ну группа мне сама не нравится, просто в клипе видел. И у них стиль такой, там больше струн и вправду не нужно.

+1
Ответить

Более примитивный? А как вы это определили? Испанская\европейская гитара  стала популярной за счет того, что именно на ней начали играть блюз и кантри когда-то. И только.

Она не более ни менее примитивна, она тождественна. Ее [русской гитары] строй неудобен именно для исполнения популярных сегодня стилей, т е рок-музыки и всяческих производных из оного. Для исполнения же ушедших в пыльный архив громофона стилей как романс\баллада и т д эта гитара на оборот лучше подходит. Тут вопрос исключительно в удобности. Кстати говоря исполнение шансона (не тюремный говноблотняк) так же подходят обе гитары хорошо.

Вообще-то строй на восприятие влияет, по крайней мере если гитары настроены уже как минимум на 3 тона ниже это чувствуется сразу. Банально сравнить звучание и мелодику разных альбомов той же метлы (они тоже с этим эксперементировали).

+1
Ответить

Я как-то испортил гитару одну, шестёрку. Хотя, по факту, даже не одну))) Гитара была старая, "лабальная". Что сделал: снял с головы оба ряда колков. Разобрал ещё убитую гитару, семиструнку, снял ряд колков (4 шт), и у меня также валялся тоже 4-колковый ряд тоже с какой-то семёрки. высверлил в голове шестёрки по 4 отверстия с каждой стороны, точнее, по 2 - крайние подходили от тройчатки колков. Установил. Подпилил порожек. Поставил спаренные 1 и 2 струны. Получилась восьмиструнка. Настроил первые две струны синхронно, в тон. Звучание стало чуть богаче. 

Даже отыграл на ней месяца три.

А потом обнаружил, что выдрало подставку((( Так и пришлось гитару.... утилизировать..

0
Ответить

Ну чем она лучше подходит? Тем, что любой косорукий может ударить по струнам и будет аккорд? И потом одним пальцем возить — и будет другой аккорд? Да, это секрет популярности. Исполнительское мастерство не требуется — вот секрет популярности.
Хорошо, инструмент тождественный, если его настроить по-человечески. Но сколько я слышал баллад и шансона на шестиструнной гитаре — звучит это при должном исполнении очень достойно, ничуть не хуже. А в инструментальном плане возможности шестиструнного строя куда выше, об этом здесь неоднократно упоминалось.

0
Ответить

Вы не путайте открытые строи и строй 7ми струнной "русской" гитары. В последнем случае обычные аккорды берутся наоборот сложнее.

Кстати, даже в обычных открытых строях(слайдовых например) можно тоже много чего интересного сделать.

Спорить тут не о чем. Любой инструмент или строй нужны для определенных целей или не очень определенных в случае экспериментов и поисков своего звука.

Помню был как-то спор того же уровня абсурда. Человек утверждал, что пентатоника штука убогая и ее юзают ребята, которые ничего не умеют кроме как елозить гриф по боксам. Ага, а то я смотрю все подряд играют на уровне Альберта Кинга.

Кстати, Алекс, на счет репертуара вы ошибаетесь. На 7ми струнной гитаре можно(и это практиковалось) исполнять не только романсы и блатные песни. Ничего не мешает играть что-то академическое и не "примитивное"

0
Ответить

Что касается того, чтоб елозить одним пальцем по грифу, ну уж извините, но это в голове дело, а не в строе. На обычной 6ти струнной также можно застрять на таком уровне. Было бы желание, а точнее нежелания развиваться.

0
Ответить

Вы не путайте открытые строи и строй 7ми струнной "русской" гитары. В последнем случае обычные аккорды берутся наоборот сложнее.

Кстати, даже в обычных открытых строях(слайдовых например) можно тоже много чего интересного сделать.

Спорить тут не о чем. Любой инструмент или строй нужны для определенных целей или не очень определенных в случае экспериментов и поисков своего звука.

Помню был как-то спор того же уровня абсурда. Человек утверждал, что пентатоника штука убогая и ее юзают ребята, которые ничего не умеют кроме как елозить гриф по боксам. Ага, а то я смотрю все подряд играют на уровне Альберта Кинга.

Кстати, Алекс, на счет репертуара вы ошибаетесь. На 7ми струнной гитаре можно(и это практиковалось) исполнять не только романсы и блатные песни. Ничего не мешает играть что-то академическое и не "примитивное"

0
Ответить

Ну есть еще 12-струнки которые по строю идут так-же как обычные 6-струнки... Просто каждая вторя струна как-бы дублирует предыдущую, из-за чего звук становится более обьемным и мягким что-ли...

0
Ответить

Ну есть еще 12-струнки которые по строю идут так-же как обычные 6-струнки... Просто каждая вторя струна как-бы дублирует предыдущую, из-за чего звук становится более обьемным и мягким что-ли...

0
Ответить
Ещё 11 комментариев

Вы не путайте открытые строи и строй 7ми струнной "русской" гитары. В последнем случае обычные аккорды берутся наоборот сложнее.

Кстати, даже в обычных открытых строях(слайдовых например) можно тоже много чего интересного сделать.

Спорить тут не о чем. Любой инструмент или строй нужны для определенных целей или не очень определенных в случае экспериментов и поисков своего звука.

Помню был как-то спор того же уровня абсурда. Человек утверждал, что пентатоника штука убогая и ее юзают ребята, которые ничего не умеют кроме как елозить гриф по боксам. Ага, а то я смотрю все подряд играют на уровне Альберта Кинга.

Кстати, Алекс, на счет репертуара вы ошибаетесь. На 7ми струнной гитаре можно(и это практиковалось) исполнять не только романсы и блатные песни. Ничего не мешает играть что-то академическое и не "примитивное"

0
Ответить

Подождите-ка. Какой строй у русской семиструнки? Если я не ошибаюсь, dghdhgd. Это самый что ни на есть открытый строй. Мажорный аккорд играется одной правой. Потом можно таскать баррэ, и везде будет мажорный аккорд.

Со слайдом согласен, но это совсем другое звучание и прелесть безладовости, не думаю, что корректно сравнивать.

Само собой, разные инструменты для разных целей. Тут глупо спорить.

Аналогия с пентатоникой не самая корректная. Я не говорю о виртуозах, которые, несомненно, были. Да глянуть на Архиповского, который из балалайки, примитивного народного инструмента (простите уж), выжимает весь сок — играет так, что ты не готов поверить, что это действительно балалайка. Но таких единицы. и это не делает инструмент академическим или предназначенным для сложной музыки. Просто есть люди, которые способны играть на всём, что издаёт хоть сколько-нибудь музыкальный звук.

Репертуар есть, тут я не прав, соглашусь. Но он остался в начале 19-го века. Просто, я предвзято отношусь к цыганщине, с которой неизменно ассоциируется русская семиструнка. И всё же играть академическое и не примитивное мешает аппликатура.

0
Ответить
Ещё 4 комментария

Посмотрите видео если не верите. Ну кто на ней так играет сугубо одним пальцем? Не для того они придуманы и халявы адекватный музыкант не ждет от не стандартных строев.

0
Ответить

Опять речь об адекватных музыкантах. Я же об основной массе. С видео разных музыкантов ознакомился, спасибо. Видел и то, и другое. 
Если с ней всё хорошо, то почему она исчезла? Я свой вариант привёл.

0
Ответить

Например виола да гамба исчезла. С ней тоже не все хорошо по вашей логике? А еще хаммонды исчезли, родес пиано итп вещи.

0
Ответить

Виола да гамба исчезла из-за того, что стали больше играть на скрипичном семействе, а не потому что музыка изменилась. Изменилась техника игры. Об остальных не могу сказать. 
Впрочем, кажется, мы зашли в тупик. Пора признать, что семиструнка, как и вышеперечисленные инструменты просто не выдержали конкуренции. А то, что я цыганскую семиструнку считаю более примитивной в силу популярного репертуара и строя — сугубо моё личное мнение. Виолу да гамба я при этом считаю инструментом куда более аутентичным и интересным, чем семиструнку. Но это только моя точка зрения.

0
Ответить

Проще - понаблюдайте за постановкой аккордов у В.С. Высоцкого, в частности, "трёх блатных" - у него в достатке таких песен. Кстати, не припомню, чтобы видел у него баррэ. Может, плохо смотрел)

0
Ответить

Но выс был с 1938 года, поэтому играть учился в 1950-х годах, а это только 7-струнка, без вариантов. Вот современные барды типа сергеева, дольского и тд. - это уже 6-струнники

0
Ответить

а на 7-струннной не надо баррэ. Либо ты зажимаешь все струны (мажорный аккорд) большим и указательным пальцем, либо ставишь аккорд 4 пальцами и большим зажимаешь басовые.

Это удобнее, т.к. не у всех академическая постановка левой руки локтем вниз, так, чтобы пальцы не плотно охватывали гриф. И тогда, чтобы указательным пальцем зажать баррэ (причём качественно, например, фа мажор), надо перехватицца, это требует некоторого времени.

0
Ответить

Перестроил ради интереса свою 6-ку на open G (7-струнный строй минус 5-я струна). Интереса ради.

Всё бы ничего, кроме одного: так как пальцы у меня короткие, и сама ладонь небольшая, а гриф широкий, "классический", если зажимаю 6-ю большим пальцем, то остальными аккорд поставить уже проблематично. Видел (на видео), что есть вариант иногда не использовать большой палец, а 6-ю зажимать указательным, но мне пока такая распальцовка тоже не под силу))

Так и пришлось перестроить обратно...((

0
Ответить

Open - G , строй 7 струной на 6 струнной гитаре... Низкий бас " Ре" и отсутствие "баррэ" + зажатые струны практически на всех аккордах и некоторые аккорды которые не звучат на испанке, делают звучание просто шикарным....

0
Ответить
Прокомментировать

Семиструнная русская гитара возникла в конце XVIII-века. Изобретатель этого необычного инструмента, русский композитор Андрей Сихра. Полностью изменён строй, натяжение струн и техника игры. В отличии от шестиструнной гитары, где струны зажимаются на грифе посредством 4-х пальцев, то на семиструнной участием всех 5-ти. Добавленная 7-я струна (басовая) создаёт более низкое, насыщенное и бархатное звучание. Мелодичность аккомпанемента, отдельных пьес и произведений вне сомнения преобладает над шестиструнной гитарой, на это и рассчитан  акцент изобретателя при  разрабатывании этого уникального инструмента. Для русской гитары написано много музыкальных произведений, обработок как самим А.Сихрой, так и отдельными композиторами. После революции большевики старались предать как и всё русское забвению, в том числе и этот инструмент, мотивируя и относя его к  мелко-буржуазному атрибуту мещанства.

3
0

Как вам Open - G , и АЯ Розенбаум?'

0
Ответить
Прокомментировать

Всем добра.

Я сам, что называется, немного играю на шестиструнке. Знаю людей, которые умеют играть на семиструнном строе. И могу сказать одно - то, что я играю на 6, они также могут сыграть на 7. И наоборот. Дело в привычке зажимать аккорды разного типа (на 6 и 7), и слегка разное звучание по сути одних и тех же аккордов. Точнее, аккорды не одни и те же, но по созвучию похожие. Скажем, любую трёхаккордную песню можно сыграть хоть на 6, хоть на 7 струнах. Хоть на 12-ти))) Просто набор звуков в схожих аккордах в 6 и 7 струнном строе будет немного разного оттенка)

Ещё нюанс.

Люди, у которых есть семиструнная гитара (скажем, досталась от родни), но они умеют играть лишь на шестиструнном строе, обычно снимают 7 струну (самую толстую). А зря.

Как-то мне в руки попала семиструнка, я её настроил, как мне привычно, под 6. НО! Первая струна в шестиструнном строе настраивается на ту же ноту, как и первая, только октавой ниже (по умолчанию нота "ми"). Так вот, я седьмую струну настроил, как вторую (соотв, с разницей в октаву). И сразу появились интересные басовые ноты для некоторых аккордов))

Возьмите на вооружение)

На 7-струнном строе играть пробовал, непривычно. Аккорды путаю) Но - прикольно)

А вообще, есть вариант 7-струнного строя, open G. Его на своей двенашке, в частности, использует А. Розенбаум. Ну, можно, соотв., и шестиструнку так настроить.

1
0

Это авантюризм!:) Ширина ладов будет сбита. Я тоже знаю некоторых людей, которые умеют играть на 7-струнках, но они уже далеко не молодые и репертуар у них весьма не молодежный. С такой методикой, которую предлагаете вы играть можно на первых (навскидку) 4 - 6 ладах, далее бесполезно. Это тоже самое что обычную электро-гитару настроить на металевый строй на три тона ниже (т е "С") - не то, совсем не то. Для таких дел нужны соответствующие грифы.

Мне бы было по кайфу услышать аутентичную семиструнку с соответствующим репертуаром для нее же. Рабоче-крестьянский аппгрейд семиструнной гитары под современные тенденции это все-равно что в Запорожец засунуть мотор от джипа Майбах.

0
Ответить

в благодарность -- дарю -- upgrade -- апгрейд -- там адна П.

0
Ответить

Доброго. Предыдущий пост был мой)

Вы знаете, 7 струна вполне созвучна со второй, даёт Си, соответственно, октавой ниже. По ладам строит без проблем.

В частности, есть аккорд, не припомню, Gm вроде (я их толком никогда не знал, всё подбираю всегда на слух). Так вот, иногда можно оставлять шестую струну открытой (вариация аккорда). Такой же эффект, в частности, будет на аккорде Dm, если оставить открытой седьмую струну.

0
Ответить
Прокомментировать

Просто это была мода на рокенрол, вот и всё ))) На биталз, если угодно. А они играли западным, испанским строем.

В этой стране играли рашенским, то есть цыганским строем. Все барды, галич, выс, акуджава, визбор, берковский, никитин, городнитцки играют на 7-струнной. Разницы нет почти вообще, т.к. на 7-струнной тонкая струна просто приспущена на 1 тон, а басовые струны можно зажимать большим пальцем, это вполне удобно, а не делать баррэ.

Сейчас из 7-струнников более-менее являецца популярным розя. Он просто дожил и остался на плаву из 70-х годов. Так же ким, но его мало кто слушает. 

Дело в том, что можно без проблем купить 6-струнку и настроить её как 7-струнку, просто одной басовой струны не будет, но это и не надо на самом деле ))) Это всё просто ДЕЛО ВКУСА! Если у тебя руки не только под елду заточены, то ты можешь играть роковые композиции и на 7-струнной, и цыганские всякие на 6-струнной! Главное, чтобы инструмент звучал хорошо и чтобы техника была!

0
0
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью