Константин Стародуб
сентябрь 2019.
1022

Разрабатывались ли в СССР какие-нибудь игры до «Тетриса»?

Ответить
Ответить
Комментировать
3
Подписаться
3
1 ответ
Поделиться

Ух, еще бы! В конце 80-х начали набирать популярность персональные ЭВМ на базе процессора Z80 (от самодельных Spectrum-ов до вполне промышленных образцов), и клоны польского Правец-82 на процессоре MC6502 под названием АГАТ. Там было много игр, они разрабатывались частными конторами появившимися в перестроечные годы, и могли распространяться на дискетах, магнитофонных кассетах, а также в виде распечаток 16-ричных дампов :) которые при можно было ввести вручную при большом желании. Представляете, каким было желание?! :) АГАТами занимался коллектив работавший где-то в подмосковном Лианозове: Роман Бадер, Брий Багашев, Сергей Павлов, Илья Волков, Алексей Пономарёв, а также их питерские коллеги Дмитрий Гриненко и Александр Петров. Spectrum-ами, занимались очень многие, но не припоминаю каких-то конкретных коллективов. В журнале «Радио» публиковались принципиальные схемы и прогарммы (в т.ч. игры) для компьютеров Микро-80, Радио-86РК (подробнее в комментариях). Софт распространялся на магнитофонных кассетах, позже на дискетах. Железо люди паяли сами, а потом были и промышленные серии жизнь которых была скоротечной, потому что все они были скоро вытеснены персоналками IBM PC XT и ЕС-1840, но это уже новейшая история.

Но еще до всего этого, в СССР и странах членах СЭВ были распространены машины серий СМ ЭВМ и ЕС ЭВМ. И на них конечно тоже были игры. Тетрисы разных мастей, Крестики-нолики, Быки и коровы, Шахматы, Шашки и конечно же всевозможные стратегии. Их разрабатывали, переводили на другие языки и распростаняли сотрудники вычислительных центров (ВЦ). Вот на что это было похоже:

На СМ-2М довелось мне поиграть в одну стратегию с космической фабулой. Это была адаптация игры Elite, там было необходимо путешествовать по разным планетам, покупать/продавать всевозможные ресурсы, апгрейдить свой корабль, сражаться с пиратами. И всё это на текстовом экране абсолютно без никакой визуализации. Никто из нынешних школьников ни за что не стал бы сегодня в такое играть, а тогда было интресно.

На ЕС-1035 припоминаю игру, где надо было развивать своё графство. Фабула была такая, что ты как-бы правитель своих земель, и принимаешь решения, куда тратить деньги, сколько бушелей зерна положить в закрома, сколько брать налогов, откупиться или сразиться с напавшими врагами и т.п. А в ответ тебе опять же на текстовом экране выдавался отчёт, о том что происходит в городе, довольны ли жители, напали ли на тебя соседи. Цель — долгое процветание государства.

Или вот еще там же была игра, которая называлась «Старинная русская игра ″А ну-тко посади корабль на Луну″». На каждой итерации игроку выводится скорость и расстояние до поверхности, а он вводит расход топлива для тормозных двигателей. В конце игры сообщалось: «Вы разбились. На луне образовался кратер диаметром столько-то метров.»

В те времена не только не было компьютерных сетей, но и информацию и софт можно было унести из ВЦ только на бабине с магнитной лентой, или в виде перфокарт (40 или 80 байт на 1 перфокарту), ну и в виде всё тех же распечаток дампов, или исходных кодов на фортране, ассемблере, PL/1). А магнитные диски никто с собой не носил. Они могли только храниться в специальнйо комнате на больших стеллажах. Но даже в таких спартанских условиях игры писали и распространяли. Играли во всё это пожалуй только сотрудники вычислительных центров (человек 5-10 на один районный или областной ВЦ). Даже пользователи, приходившие на ВЦ не занимались такой ерундой, потому что это были серьёзные люди, которые приходили туда со своих предприятий раз в месяц, чтобы рассчитать зарплату и свести квартальный дебет с кредитом. Им было не до игровой жизни, которая не смотря ни на что всё-таки была.

14
0

Благодарю за ответ! А хоть какие-то названия или имена разработчиков не сохранились в памяти?

0
Ответить

Добавил в ответ, что вспомнилось/разыскалось с фамилиями. Может еще что-то найду, добавлю.

+1
Ответить

Про стратегию космическую это Ellite. На нее потом графу навестдт в итоге

+1
Ответить
Ещё 1 комментарий

Точно! Спасибо. Добавил в ответ.

0
Ответить

>> Принципиальные схемы и прогарммы для Spectrum-ов публиковались в журнале Радио.

Наиль, вы путаете, в "Радио" не публиковалось что-то про "Спектрумы". У "Радио" были "свои" компьютеры - "Микро-80", цикл статей про который публиковался в начале 80-х, затем был "Радио-86рк" (1986 год) и далее - "Орион-128" (1990-1991 год).

"Радио-86рк" оказался настолько удачным для своего времени, что послужил основой целой плеяды бытовых компьютеров промышленного изготовления - "Микроша", "Апогей", "Партнёр" и многих других. Ни один из них не был совместим со "Спектрумами", более того, у них даже процессоры разные.

+2
Ответить

Спасибо, подправил. А Вы не застали случайно довольно распространённые учебные классы Yamaha с сетью, использующей маркерное кольцо? Там было множество красивых игр, и я не помню были ли среди них чисто советские.

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Застал, но очень мало - два занятия. Потом нас перевели в другой УПК, там были Роботроны-1715, зато офигенный преподаватель.

А позже, уже в универе, у моего однокурсника-мажора была такая Ямаха дома. Но советских игр у него не было.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью