Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Разрабатывались ли в СССР какие-нибудь игры до «Тетриса»?

ИсторияТехнологии+3
Горицвет
  · 2,0 K
IT, телеком, телефония, базы данных, интеграционные решения, естествознание, образование  · 24 сент 2019

Ух, еще бы! В конце 80-х начали набирать популярность персональные ЭВМ на базе процессора Z80 (от самодельных Spectrum-ов до вполне промышленных образцов), и клоны польского Правец-82 на процессоре MC6502 под названием АГАТ. Там было много игр, они разрабатывались частными конторами появившимися в перестроечные годы, и могли распространяться на дискетах, магнитофонных кассетах, а также в виде распечаток 16-ричных дампов :) которые при можно было ввести вручную при большом желании. Представляете, каким было желание?! :) АГАТами занимался коллектив работавший где-то в подмосковном Лианозове: Роман Бадер, Брий Багашев, Сергей Павлов, Илья Волков, Алексей Пономарёв, а также их питерские коллеги Дмитрий Гриненко и Александр Петров. Spectrum-ами, занимались очень многие, но не припоминаю каких-то конкретных коллективов. В журнале «Радио» публиковались принципиальные схемы и прогарммы (в т.ч. игры) для компьютеров Микро-80, Радио-86РК (подробнее в комментариях). Софт распространялся на магнитофонных кассетах, позже на дискетах. Железо люди паяли сами, а потом были и промышленные серии жизнь которых была скоротечной, потому что все они были скоро вытеснены персоналками IBM PC XT и ЕС-1840, но это уже новейшая история.

Но еще до всего этого, в СССР и странах членах СЭВ были распространены машины серий СМ ЭВМ и ЕС ЭВМ. И на них конечно тоже были игры. Тетрисы разных мастей, Крестики-нолики, Быки и коровы, Шахматы, Шашки и конечно же всевозможные стратегии. Их разрабатывали, переводили на другие языки и распростаняли сотрудники вычислительных центров (ВЦ). Вот на что это было похоже:

На СМ-2М довелось мне поиграть в одну стратегию с космической фабулой. Это была адаптация игры Elite, там было необходимо путешествовать по разным планетам, покупать/продавать всевозможные ресурсы, апгрейдить свой корабль, сражаться с пиратами. И всё это на текстовом экране абсолютно без никакой визуализации. Никто из нынешних школьников ни за что не стал бы сегодня в такое играть, а тогда было интресно.

На ЕС-1035 припоминаю игру, где надо было развивать своё графство. Фабула была такая, что ты как-бы правитель своих земель, и принимаешь решения, куда тратить деньги, сколько бушелей зерна положить в закрома, сколько брать налогов, откупиться или сразиться с напавшими врагами и т.п. А в ответ тебе опять же на текстовом экране выдавался отчёт, о том что происходит в городе, довольны ли жители, напали ли на тебя соседи. Цель — долгое процветание государства.

Или вот еще там же была игра, которая называлась «Старинная русская игра ″А ну-тко посади корабль на Луну″». На каждой итерации игроку выводится скорость и расстояние до поверхности, а он вводит расход топлива для тормозных двигателей. В конце игры сообщалось: «Вы разбились. На луне образовался кратер диаметром столько-то метров.»

В те времена не только не было компьютерных сетей, но и информацию и софт можно было унести из ВЦ только на бабине с магнитной лентой, или в виде перфокарт (40 или 80 байт на 1 перфокарту), ну и в виде всё тех же распечаток дампов, или исходных кодов на фортране, ассемблере, PL/1). А магнитные диски никто с собой не носил. Они могли только храниться в специальнйо комнате на больших стеллажах. Но даже в таких спартанских условиях игры писали и распространяли. Играли во всё это пожалуй только сотрудники вычислительных центров (человек 5-10 на один районный или областной ВЦ). Даже пользователи, приходившие на ВЦ не занимались такой ерундой, потому что это были серьёзные люди, которые приходили туда со своих предприятий раз в месяц, чтобы рассчитать зарплату и свести квартальный дебет с кредитом. Им было не до игровой жизни, которая не смотря ни на что всё-таки была.

Благодарю за ответ! А хоть какие-то названия или имена разработчиков не сохранились в памяти?