Есть ли в России знаковые представители современного искусства, чьи работы не политизированы?

1195
3
0
11 ноября
18:08
Фотография: aes+f
Ответ партнёра TheQuestion
февраль
2016

Вопрос сам по себе вызывает много вопросов. Чем оправдано желание разделять работы по линии политизированность /деполитизированность? Почему вообще работы современного искусства предельно политизированы в наши дни? И чем искусство отличается от дизайна?

Ответы на все эти вопросы и подобные вопросы, в первую очередь обусловлены самой историей искусства. Параллель с искусством старых мастеров здесь будет более, чем уместна. Если вспомнить первые имена Возрождения: Тинторетто, Верроккьо, да Винчи или кого-либо еще, то станет очевидным, что создание их знаменитых работ было зачастую продиктовано религиозной картиной мира, которая на тот момент находилась во главе угла. По большому счету сознание людей того времени было поглощено религией. Хотя искусство Возрождения и стало во многом первым шагом к секуляризации. (Разумеется я в большой степени упрощаю историю искусства, дабы донести мысль, что должна быть прозрачной.)

Наша эпоха, которую согласно разным точкам зрения можно назвать и поздней современностью (Энтони Гидденс) и постсовременностью (Майкл Хардт, Антонио Негри или Паоло Вирно), все же проходит под знаком политики – она является определяющей для современной картины мира. Мы можем начать вспоминать причины войн, конфликтов и так далее и тому подобное - мы увидим, что ранее многие конфликты, например, между государствами были спровоцированы религией, а новые призываются к жизни политикой или экономическим и соображениями за ней стоящими (тут, кстати, не стоит забывать что капитализм, как писал Беньямин, тоже новая религия).

Современные художники работают не в вакууме, а в пространстве социального. Он не удален, не является оставшимся один на один с собой романтическим героем, «миф о Ван Гоге» остался в прошлом. Зачастую один на один с собой существуют только сумасшедшие в наши дни. В ткани современного художника политика присутствует как минимум в той мере, в которой она есть в жизни каждого из нас. Для кого-то политика является сюжетом под № 7 в жизни. Люди могут не ходить на выборы или не читать новостей, но все равно политика в их жизни будет присутствовать. В какой мере - это определяет для себя сам индивид.

И в этом смысле правильно было бы сделать замечание, что и у художников политика в той или иной мере может присутствовать. Но её процент, её градус, её удельная масса во многом определяется заинтересованностью в этом самого художника. То есть полностью деполитизированного искусства по большому счету существовать не может, если это, конечно, не наив. Вообще об этом написано такое количество текста, что какую бы книгу о современном искусстве не взять с полки – обязательно наткнешься на размышления об этой теме. Всегда надо помнить, что говоря о современном искусстве, о проекте «современное искусство», то здесь этого избежать практически невозможно.

12
2
ноябрь
2015

Все современное искусство имплицитно политизировано, но не все его представители используют леворадикальные методы. Следует разграничивать акции прямого действия (активизм, хэппенинг и.т.д) и произведения, артикулирующие политическую позицию опосредованно - что значительно сужает круг потребления.

То, что мы наблюдаем сейчас - растворение художественной автономии в социальной деятельности - прямое наследие краха проекта исторического авангарда, его автономной критической позиции (см. "Теорию авангарда" Петера Бюргера). Социальный поворот в искусстве - вынужденная позиция политически осведомленных и творчески (не)здоровых: никто, кроме арт-сообщества, этим попросту не занимается - формированием политического самосознания, социальными, экологическими проблемами и.т.д.

Несколько примеров навскидку: Александра Сухарева, Семен Мотолянец, Таус Махачева, Иван Плющ, Евгений Антуфьев, Анна Титова, Владимир Чернышев, - ну а старую гвардию вы и так знаете.

20
0
ноябрь
2015

Вот не поверите, но создание и исполнение музыкальных произведений - тоже искусство. Танец, балет - искусство. Живопись и скульптура - искусство. Это вот прибивание мошонки спорно в отношении причислять ли его к искуству, а вот то, что Эйфман, Пахмутова и Шемякин занимаются искусством в наше с вами время (то есть это искусство современно), это бесспорно.

Подавляющее большинство современного искусства не связано с политикой. Мир слишком велик и разнообразен, чтобы ограничивать творчество одной и не самой интересной сферой его жизни.

-20
1
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта