В долгосрочной перспективе протекционизм и импортозамещение никаких плюсов не имеют - сплошные минусы.
Многовековой теорией и многотысячелетней практикой доказано, что чем более открыт рынок, чем меньше искусственных границ для производителей и поставщиков на него, чем выше на нем конкуренция, тем лучше и дешевле блага (товары и услуги), представленные на нем, для конечных потребителей и тем шире выбор этих благ, что дает большую свободу и большую степень удовлетворенности для них.
Как только у производителя появляется искусственно созданный барьер от конкуренции, у него становится меньше стимулов к тому, чтобы делать более качественный продукт и стараться угодить клиенту ценой. Меньшее количество участников рынка и их территориальное сосредоточение, обладание общими привилегиями создает больше стимулов к заключению картельных соглашений: когда производителей трое и рынок принадлежит только им, а от внешних заходов на рынок конкурентов охраняет государство, вместо конкуренции хотя бы ценой, не говоря уже о качестве, проще сесть за общий стол и поделить рынок на три сектора, договорившись не ходить на чужую поляну и делать на своей, что захочется.
Для полноценного погружения в пример можно пойти в магазин и купить там несколько сортов "сыра" - понюхать их, пожевать, попробовать проглотить. Затем вызвать в воспоминаниях головку европейского "Тильзитера", "Гауды" или "Эмменталя". Вспомнить их вкус. Проглотить слюну. Вспомнить ценники. Сравнить с ценниками на импортозамещенные сыры. Сделать выводы))
Для производителей, на самом деле, протекционизм тоже вреден. В краткосрочной перспективе, здесь и сейчас, конечно "отечественный" производитель выигрывает, получая парниковые условия и захватывая доли рынка, которые в условиях конкуренции ему и в лучших снах не снились. Однако, в таком аквариуме он постепенно теряет хватку, не развивается технически, идеологически, финансово, начинает устаревать морально и производственно. В какой-то момент он настолько отстает от рынка, что уходит в маразматическое забронозвение (вспомни недавнюю идею владельцев "Мираторга", которые пришли к искренней вере в то, что потребители ДОЛЖНЫ поддерживать их рублей потому, что они - ОТЕЧЕСЕТВЕННЫЕ, а не потому что они делают продукт, который нравится потребителю) и такое отставание от рынка, что когда он (рынок) снова открывается - а это происходит неизбежно - то производитель просто погибает на месте, не в состоянии даже понять механизмов конкуренции, которые сложились в мире, пока он пускал пузыри в своей банке с лампой и кормом три раза в день.
История СССР как закрытой, протекционисткой экономики - ярчайший пример того, почему протекционизм - это не только не полезно, но и абсолютно вредно.
Неужели умные либералы тоже существуют