Tsintsinnastya Burstoflaughter
сентябрь 2019.
4068

В чем культурное и историческое значение романа Сервантеса «Дон Кихот Ламанчский, хитроумный идальго»?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
2 ответа
Поделиться

Это один из самых значительных романов в истории литературы. Вот почему.

Во-первых, Сервантес подводит в нем итог огромной культуре — всему миру средневекового рыцарского романа, куртуазного вежества, особой манере поведения. Он делает это с помощью пародии: Дон Кихот повторяет подвиги, о которых вычитал в рыцарских романах, и копирует поведение их героев — не замечая своей неуместности. Время изменилось, и приземленные соотечественники Дон Кихота, стремящиеся объявить его сумасшедшим, знают об этом как нельзя лучше. И однако в «Дон Кихоте» находится место и подвигам, и славе, и куртуазной любви, и поединкам, и даже Санчо Панса получает свой кусок пирога. Сервантес пародирует рыцарский роман, но Дон Кихот и в этих условиях утверждает рыцарский дух, а значит, он бессмертен. Пародируя, Сервантес создает каталог уходящей культуры, с ее поведенческим кодом, с ее песнями и бродячими сюжетами, — но показывает, что воображение способно сделать так, что эта культура никуда не уйдет. Она будет жить, пусть видоизмененная, пусть кому-то это будет казаться смешным; пусть, наконец, политическая мощь страны померкнет (как вскорости и случилось с Испанией). И то же самое можно приложить к любой сложной культуре.

Во-вторых, Сервантесу удается создать одного из архетипических, нарицательных литературных героев. Мы можем не читать «Дон Кихота», но мы знаем и про Рыцаря Печального Образа, и про таз у него на голове, и про клячу Росинанта, и про любовь к Дульсинее Тобосской, и, конечно, про бой с ветряными мельницами. Дон Кихот оказался частью нашего сознания: мы называем так неисправимых романтиков, тех, кто живет мечтами о славном прошлом, тех, кто готов вести себя рыцарски при любых обстоятельствах. (Романтики, племянники барочной чувствительности и остроумия, и утверждают окончательно это закрепление Дон Кихота в архетипическом пантеоне.) В культуре, по крайней мере европейской, не так уж много персонажей-архетипов, которые пережили свой век. Дон Кихот — один из них, да и Санчо с Дульсинеей, пожалуй, тоже.

В-третьих, этот роман изменил книжную индустрию своего времени. «Дон Кихот» — один из первых бестселлеров, не в абсолютных, конечно, цифрах, а в относительных, хотя впоследствии, уже после смерти Сервантеса, тиражи действительно стали огромными. Первая часть романа стала настолько популярной, что еще до выхода настоящей второй части появилась поддельная (и Сервантес выкрутился из положения, разобравшись с ложным «Дон Кихотом» в собственном романе). Благодаря налаженной системе связей между Старым и Новым светом «Дон Кихота» читали по обе стороны океана вскоре после его выхода — сейчас нам кажется, что ничего особенного, но для начала XVII века это было редкостью.

Лев Оборинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
25
0
Прокомментировать

Роман о Доне Кихоте - это ключевая художественная рефлексия христианской культуры. В центре христианства лежит заповедь любви к ближнему и деятельной помощи ему вплоть до самопожертвования. Перед христианином или носителем христианской культуры стоит постоянная задача: как помочь ближнему, что именно сделать, чтобы тому стало легче. Молиться ли за него, драться ли за него, наставлять ли его, просто ли дать ему денег или еды. Вся история христианского мира проходит под знаком экспериментов и размышлений насчёт того, какая же помощь является наиболее эффективной, какая помощь с наименьшей вероятностью обратится во зло. Достаточно ли защитить человека от притеснителя один раз или нужно делать это на постоянной основе? Достаточно ли просто подать нищему или это только отмашка от него, которая в действительности ничего не даёт, но нужно проследить, чтобы помощь была использована во благо? Можно ли помочь человеку, если он этого не хочет или не понимает, насильно? Является ли в некоторых случаях единственной реальной помощью наказание? Эмоции мешают помощи как ненужные аффекты или без них она вовсе теряет ценность, становится бездушным самоудовлетворением? Своеобразным художественным обобщением всех этих размышлений и стал знаменитый "Дон Кихот" Сервантеса. Многие произведения и сегодня идут по стопам этого романа, исследуя подобные вопросы: можно ли быть хорошим помощником людям, если ты к ним плохо относишься (House, M.D.)? можно ли целиком посвятить себя помощи другим на работе, забросив семью (Horsemen, 2009)? если высшая помощь состоит в том, чтобы дать человеку работу, то является ли помощником грубый эксплуататор (The Devil Wears Prada, 2006)? если каждому дана форма служения людям в виде призвания, то что если реализовать его можно только через преступную деятельность (Breaking bad)? И т.д. Все эти произведения по сути о разнообразных дон-кихотах.

Юрий Тихонравовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
9
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью