Почему, согласно опросам IFOP, в 1945-м ведущую роль в победе над нацистской Германией за СССР признавали 57% французов, а в 1994-м всего 25%? Что произошло?
Действительно, согласно опросам Французского института общественного мнения (IFOP), в 1945 году при ответе на вопрос «Какая нация больше всего способствовала победе над Германией», 57 % французов выбрали СССР и только 20 % — США. На этот же вопрос, заданный в 2015 году, больше половины опрошенных — 54% — ответили «США». На результаты этого исследования обратили внимание многие французские СМИ.
Этот «переворот» общественного мнения произошел в 90-ые годы. Какие аргументы чаще всего встречаются в прессе и в документах IFOP?
Во-первых, Французская коммунистическая партия долгое время способствовала тому, чтобы не забывалась роль СССР в победе над нацизмом. Упадок партии начался в 80-ые годы и, соответственно, поддержка СССР населением Франции ослабла.
Во-вторых, Генерал Шарль де Голль был противником экономического и военного сближения государств Северной Америки и Европы и придерживался весьма антиамериканских настроений. В годы правления де Голля высадке союзных войск в Нормандии не придавалось такое же значение, как сегодня. Первый раз годовщину операции отметили в 1984 году при Франсуа Миттеране, и эту дату можно считать поворотным моментом.
В 1994 году, в честь 50-летней годовщины высадки союзных войск в Нормандии, IFOP провел исследование для Le Monde, CNN и USA Today и задал все тот же вопрос о том, какая нация внесла наибольший вклад в победу. 49 % французов ответили «США», 25 % — «СССР», 16 % — «Великобритания». В 2004 году тенденция усилилась: 58% предпочли Америку, 20% — СССР.
Историки стараются подчеркнуть и объективную роль, которую сыграли армии на территории конкретно Франции. В Западной Европе высадка союзных войск в Нормандии стала поворотным моментом в ходе войны, в то время как жителей Восточной Европы это событие коснулось меньше.
Кстати говоря, в 2015 году ответы респондентов варьируются в зависимости от возраста. Среди старшего поколения 52 % опрошенных присуждают победу США, а среди тех, кому меньше 35 лет, — 59 %. Это связано с тем, что молодое поколение уже росло в той Франции, где операции в Нормандии придается большое значение и где культурное влияние США намного сильнее, чем в 1945 году.
Еще пара интересных цифр:
Опрошенные в 1944 парижане присуждали ведущую роль в победе в войне СССР (61%), однако на вопрос о том, кто, по их мнению, в будущем поспособствует восстановлению Франции после войны, 69% ответили «США», 13,8 % — Англия и только 6,2 % — СССР. Интересно, как население смогло предчувствовать, что так и будет?
И напоследок: сторонники Левого фронта (политической партии, образованной слиянием нескольких партий, в том числе коммунистической) консервативнее многих своих соотечественников и делят победу поровну между СССР и США — по 32%.
Этот ответ написан и доступен на
Этот ответ написан и доступен на Яндекс КьюПотому что для нынешних французов эта история стала не их историей, и уже даже не историей их родителей, а историей их дедушек и бабушек.
И к тому же у значительной части нынешних французов дедушки и бабушки жили в Африке, где не было войны.
Да и через сто лет вообще будут так же мало знать о роли СССР в МВ2 как и сейчас все (в том числе и в России) очень мало знают о том, кто проиграл, а кто выиграл в Первой мировой и чья роль в победе была на первом месте, а чья - на втором.
Этот ответ написан и доступен на
Этот ответ написан и доступен на Яндекс КьюНе ясно при чем тут Implementation forces (IFOR). Может быть IFORS ??? Тоже нашли источник! Кстати, а в 1985 году - признавали 70% французов. Ответ ясен? Потому что случился 1991 год!
Этот ответ написан и доступен на
Этот ответ написан и доступен на Яндекс КьюОчевидцы имеют знание, его у них не отнять. С прошествием лет история уже приобретает тот вид, который ей задан пропагандой. Победу СССР в 1945 было не оспорить. Сегодня, когда ее можно и нужно трактовать как безусловное преимущество коммунизма над нацизмом, освобождение первым закабаленных вторым. Сделать это уже сложно. Коммунизм в буржуазном обществе - пугало, его достижения в нем признать некому. Такое признание требует знаний, пропагандой исключенных, из оборота выведенных.
Печально это все конечно