Когда и по какой причине начали запрещать дуэли?

5982
4
1
11 ноября
06:08
ноябрь
2015

Впервые о запрете дуэлей было объявлено католической церковью в эпоху Контрреформации. Причём в своём решении, осуждающем эту практику, она не делала различия между государственными судебными поединками и частными вызовами, признавая как те, так и другие противными религиозным принципам.

Тридентский собор, созванный в Италии для противодействия Реформации, на своём последнем заседании, 4 декабря 1563 г., принял постановление против дуэлей с целью «изгнать совершенно из христианского мира отвратительный обычай, введённый хитростью дьявола, чтобы привести к погибели душу кровавою смертью тела». В нём светским правителям под страхом отлучения запрещалось «давать поле», то есть устраивать судебные поединки. Постановление проклинало и предавало анафеме всех участников, секундантов и зрителей дуэлей. Также выносился запрет на погребение в освящённой земле погибших в поединках.

Но это постановление не возымело должного воздействия. Несмотря на то, что в дальнейшем европейские монархи неоднократно принимали законы, запрещавшие дуэли и угрожавшие за них суровым наказанием, на деле эти меры зачастую не работали. Дела дуэлянтов почти не доходили до суда. Но даже в случае разбирательства участников поединков крайне редко признавали виновными. Кроме того, монархи зачастую объявляли помилование провинившимся дворянам, извлекая из этого выгоду. Например, за время правления Генриха IV было выдано более 7 тысяч официальных королевских прощений выжившим участникам дуэлей, и только на их нотариальном оформлении, за которое платил получатель, казна выручила около 3 миллионов ливров золотом.

Ричард Хоптон в своей книге «Дуэль. Всемирная история» писал, что «действие во Франции приговора, вынесенного дуэлям в Тридентинских горах, тормозилось нежеланием галликанской церкви признавать авторитет римского папы. Есть также мнение, что эффект декрета Тридентского собора против дуэлей ещё сильнее снизился по причине самой сути контрреформации, представлявшей (по крайней мере, в социальном плане) консервативное движение. Она имела тенденцию тяготеть к сближению с государями, нобилитетом и состоятельными людьми — то есть с теми самыми, кто и дал начало институту дуэли. Таким образом, как гласит теория, нападая на дуэли, собор брал на себя риск оттолкнуть от церкви тех самых людей, которые защищали и поддерживали её».

Жёстко пресечь дворянские поединки во Франции пытался кардинал Ришелье. 1 марта 1626 г. вышел эдикт, запрещавший дуэли. Это делалось с целью сохранения жизни дворян, которые признавались основой королевской власти. В тоже время первой причиной запрета поединков в документе называлось их противоречие христианским нормам. Эдикт подчёркивал, что «нет ничего, что нарушало бы более святотатственным образом божеский закон, чем необузданная страсть к дуэлям, и нет ничего вреднее для сохранения и увеличения нашего государства, так как благодаря этому исступлению погибает большое количество нашего дворянства, которое является одним из главных устоев государства». Документ предусматривал различные меры наказания в зависимости от тяжести наступивших последствий: лишение должностей, конфискация имущества, изгнание из страны, смертная казнь. Дуэль с участием секундантов рассматривалась как проявление трусости и подлости. Она каралась смертью вне зависимости от её исхода. Были предусмотрены специальные меры против злоупотребления правом на королевское помилование. Людовик XIII поклялся не миловать дуэлянтов и потребовал от своего секретаря не подписывать писем о прощении, а от канцлера – не прилагать к ним печать.

Новый закон работал. Герцог де Прален, первым нарушивший запрет, был наказан изгнанием из Франции и лишением должностей. 22 июня 1627 г. состоялась показательная казнь графов де Монморанси – Бутвиля и де Шапеля, устроивших дуэль на многолюдной Королевской площади в Париже в праздник Вознесения. Всё их имущество было конфисковано. Несмотря на многочисленные просьбы о помиловании, кардинал Ришелье заявил: «Мы перережем глотку либо дуэлям, либо эдиктам вашего величества».

Однако, хотя из – за строгих мер, дуэльная статистика в это время и пошла на убыль, полностью искоренить практику дворянских поединков не удалось. Они продолжались как в годы правления Ришелье, так и спустя десятилетия после его смерти. Регулярно выходили и законы о запрете дуэлей.

Вячеслав БабайцевОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
36
0
декабрь
2016

Впервые о запрете дуэлей было объявлено католической церковью в эпоху Контрреформации. Причём в своём решении, осуждающем эту практику, она не делала различия между государственными судебными поединками и частными вызовами, признавая как те, так и другие противными религиозным принципам.

Тридентский собор, созванный в Италии для противодействия Реформации, на своём последнем заседании, 4 декабря 1563 г., принял постановление против дуэлей с целью «изгнать совершенно из христианского мира отвратительный обычай, введённый хитростью дьявола, чтобы привести к погибели душу кровавою смертью тела». В нём светским правителям под страхом отлучения запрещалось «давать поле», то есть устраивать судебные поединки. Постановление проклинало и предавало анафеме всех участников, секундантов и зрителей дуэлей. Также выносился запрет на погребение в освящённой земле погибших в поединках.

Но это постановление не возымело должного воздействия. Несмотря на то, что в дальнейшем европейские монархи неоднократно принимали законы, запрещавшие дуэли и угрожавшие за них суровым наказанием, на деле эти меры зачастую не работали. Дела дуэлянтов почти не доходили до суда. Но даже в случае разбирательства участников поединков крайне редко признавали виновными. Кроме того, монархи зачастую объявляли помилование провинившимся дворянам, извлекая из этого выгоду. Например, за время правления Генриха IV было выдано более 7 тысяч официальных королевских прощений выжившим участникам дуэлей, и только на их нотариальном оформлении, за которое платил получатель, казна выручила около 3 миллионов ливров золотом.

Ричард Хоптон в своей книге «Дуэль. Всемирная история» писал, что «действие во Франции приговора, вынесенного дуэлям в Тридентинских горах, тормозилось нежеланием галликанской церкви признавать авторитет римского папы. Есть также мнение, что эффект декрета Тридентского собора против дуэлей ещё сильнее снизился по причине самой сути контрреформации, представлявшей (по крайней мере, в социальном плане) консервативное движение. Она имела тенденцию тяготеть к сближению с государями, нобилитетом и состоятельными людьми — то есть с теми самыми, кто и дал начало институту дуэли. Таким образом, как гласит теория, нападая на дуэли, собор брал на себя риск оттолкнуть от церкви тех самых людей, которые защищали и поддерживали её».

Жёстко пресечь дворянские поединки во Франции пытался кардинал Ришелье. 1 марта 1626 г. вышел эдикт, запрещавший дуэли. Это делалось с целью сохранения жизни дворян, которые признавались основой королевской власти. В тоже время первой причиной запрета поединков в документе называлось их противоречие христианским нормам. Эдикт подчёркивал, что «нет ничего, что нарушало бы более святотатственным образом божеский закон, чем необузданная страсть к дуэлям, и нет ничего вреднее для сохранения и увеличения нашего государства, так как благодаря этому исступлению погибает большое количество нашего дворянства, которое является одним из главных устоев государства». Документ предусматривал различные меры наказания в зависимости от тяжести наступивших последствий: лишение должностей, конфискация имущества, изгнание из страны, смертная казнь. Дуэль с участием секундантов рассматривалась как проявление трусости и подлости. Она каралась смертью вне зависимости от её исхода. Были предусмотрены специальные меры против злоупотребления правом на королевское помилование. Людовик XIII поклялся не миловать дуэлянтов и потребовал от своего секретаря не подписывать писем о прощении, а от канцлера – не прилагать к ним печать.

Новый закон работал. Герцог де Прален, первым нарушивший запрет, был наказан изгнанием из Франции и лишением должностей. 22 июня 1627 г. состоялась показательная казнь графов де Монморанси – Бутвиля и де Шапеля, устроивших дуэль на многолюдной Королевской площади в Париже в праздник Вознесения. Всё их имущество было конфисковано. Несмотря на многочисленные просьбы о помиловании, кардинал Ришелье заявил: «Мы перережем глотку либо дуэлям, либо эдиктам вашего величества».

Однако, хотя из – за строгих мер, дуэльная статистика в это время и пошла на убыль, полностью искоренить практику дворянских поединков не удалось. Они продолжались как в годы правления Ришелье, так и спустя десятилетия после его смерти. Регулярно выходили и законы о запрете дуэлей.

Вячеслав БабайцевОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
8
0
ноябрь
2015

Дуэль берет свой начало с судебных поединков в раннем средневековье ( см. Песнь о Роланде и прочие источники ), в феодальную эпоху это был простой и эффективный способ решения сложных судебных споров и вопросов чести ( измены женщин, клевета, публичные оскорбления и т. п. ). В эпоху становления абсолютизма и усиления государства в социальной жизни, к поединкам чести стали относится сдержано, пока наконец официально не запретили. Дворяне были нужны для войн, а заполонившие столицы мелкие и спесивые дворяне, в поисках лучшей доли в королевской армии или на службе крупным государственным деятелям, дрались много, чем сильно криминализировали столицы европейских держав.

Дрались порой просто потому, что было особенно нечего делать вне войн, дрались желая получить славу бретеров ( что-то вроде рок-звезд или секс-символов той эпохи ), часто это были и мелкие разборки кредиторов и должников, бытовых конфликтов. Хрестоматийно это время описано у Дюма-отца в первой части "Д'Артаньян и три мушкетера", кардинал Ришелье тогда запретил дуэли как уголовное преступление.

Несмотря на строжайшие запреты повсеместно, дуэли благополучно происходили до начала XX века. Вплоть до того, что часто вызовы получали и августейшие особы. Возникла двойственность, с одной стороны государство и закон, с другой дворянская честь, и дворянская честь была выше закона всегда. То есть, получив вызов на дуэль, и пойти после писать заявление в полицию было невозможно, к поединку чести относились трепетно, и все свидетели, секунданты и участники делали всё, для того, чтобы максимально законспирировать акт. Виновники дуэлей, несмотря на строжайшее наказание, редко несли полную ответственность, наиболее часто они получали ссылку в зоны затяжных и сложных конфликтов на окраинах страны или в колониях.

2
0
показать ещё 3 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта