Роман Тувалович
13 сентября 13:53.
29

Вопрос верующим биологам. Каким образом некоторые химические вещества, имеющие материальную природу, способны оказывать сильное влияние на душу,сознание, которых религия считает нематериальными?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
3
2 ответа
Поделиться

Восточное христианство (Православие) не считает душу и сознание нематериальными. Согласно православной догматике, человек трехсоставен - и эти три есть дух, душа и тело. Душа и тело считаются плотью.

1
0
Прокомментировать

Вопрос скорее к философам, чем к биологам.

И тут несколько нюансов. Материя это такая же идея, абстрактное понятие, как и идеи философов-идеалистов. Материалисты от последних отличаются только тем, что признают реальность одной единственной идеи и полагают её принципом реальности. (Это хорошо у блестящего диалектика 20 века Алексея Лосева показано в "Диалектике мифа".)

Далее материализм тоже не смог внятно объяснить ни появление, ни бытие такого нематериального "эпифеномена" как сознание.

Лучшие подсказки решения психофизической проблемы на сегодня я нашёл в димензиональной онтологии австрийского психиатра, психолога и невролога Виктора Фракла и в фундаментальной монографии православного богослова начала 20 века Виктора Несмелова ("Наука о человеке").

Несмелов заключает, что тело не сосуд души (эта метафора и она сильно ограничена). Тело это условия жизни, действования души.

Франкл уточняет (простите за пространную цитату):

"Один и тот же предмет, спроецированный из своего измерения в низшие по отношению к нему измерения, отображается в этих проекциях так, что различные проекции могут противоречить друг другу.

Например, если стакан, геометрической формой которого является цилиндр, я проецирую из трехмерного пространства на двумерные плоскости, соответствующие его поперечному и продольному сечению, то в одном случае получается круг, а в другом — прямоугольник. Помимо этого несоответствия, проекции противоречивы уже постольку, поскольку в обоих случаях перед нами замкнутые фигуры, тогда как стакан — это открытый сосуд. Второй закон димензиональной онтологии гласит:

Уже не один, а различные предметы, спроецированные из их измерения не в разные, а в одно и то же низшее по отношению к нему измерение, отображаются в своих проекциях так, что проекции оказываются не противоречивыми, но многозначными.

Если, например, я проецирую цилиндр, конус и шар из трехмерного пространства на двумерную плоскость, параллельную основаниям цилиндра и конуса, то во всех трех случаях получается круг. Предположим, что перед нами тени, которые отбрасывают цилиндр, конус и шар. Эти тени многозначны, поскольку я не могу заключить на основании тени, отбрасывает ли ее цилиндр, конус или шар, — во всех случаях тень одна и та же.

Как приложить теперь все это к человеку? Человек также, если у него редуцировать специфически человеческое измерение и спроецировать его на плоскости биологии и психологии, отображается в них так, что эти проекции противоречат друг другу. Ведь проекция в биологическое измерение обнаруживает соматические явления, тогда как проекция в психологическое измерение обнаруживает явления психические. В свете димензиональной онтологии, однако, эта противоречивость не ставит под сомнение единство человека — как и факт несовпадения круга и прямоугольника не противоречит тому, что это две проекции одного и того же цилиндра. Но будем помнить: бессмысленно искать единство человеческого способа бытия, преодолевающее многообразие различных форм бытия, а также разрешение таких противоречий, как антиномия души и тела, в тех плоскостях, на которые мы проецируем человека. Обнаружить его можно лишь в высшем измерении, в измерении специфически человеческих проявлений. Причем речь не идет о решении нами психофизической проблемы. Возможно, однако, что димензиональная онтология прольет свет на то, почему психофизическая проблема неразрешима."

Нужно сказать, что и психотропное вещество имеет онтологическую основу своего бытия (как и все сущее). Так что в действительности, в онтологическом измерении, происходит общение духовных сущностей на уровне "самое самого" (см. работу Лосева "Самое само") препарата и человека. Но на "плоскости" материального это выглядит для нас как нейрохимическая реакция в мозгу, а в проекции на "плоскость" психического — как путанное и/или галлюцинирующее мышление.

Олег Нагорныйотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
0
Прокомментировать
Ответить