Robin Tam
12 сентября 19:08.
105

Что такое диалектика? Объясните популярным языком с понятными примерами.?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
1 ответ
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Хороший, содержательный ответ на этот вопрос можно найти у Людвига фон Мизеса, выдающегося мыслителя и автора эпистемологии либерализма, в его труде "Теория и история" (1957). Хотя о самом диалектическом методе Мизес говорит здесь немного и тем более не затрагивает историю развития понятия диалектики от Гераклита до Гегеля, он даёт диалектике очень точное определение и блестяще выявляет её содержание через критику марксизма, извратившего суть диалектики и породившего одно из самых нелепых эпистемологических заблуждений - к сожалению, не единственное:

"Диалектический материализм Карла Маркса и Фридриха Энгельса является самой популярной метафизической доктриной нашей эпохи. Сегодня это официальная философия советской империи и всех школ марксизма за ее пределами. Она доминирует в идеях многих людей, не считающих себя марксистами, и даже многих авторов и партий, считающих себя антимарксистами и антикоммунистами. Именно эту доктрину подразумевают большинство наших современников, когда обращается к материализму и детерминизму.

Во времена молодости Маркса в германской мысли господствовали две метафизические доктрины, учения которых были несовместимы друг с другом. Одной был гегельянский спиритуализм, официальная доктрина прусского государства и прусских университетов. Второй был материализм, доктрина оппозиции, склонной к революционному свержению политической системы Меттерниха и христианской ортодоксии. Маркс попытался смешать их в единое соединение, чтобы доказать, что социализм обязан наступить с "неумолимостью закона природы".

В философии Гегеля логика, метафизика и онтология в сущности тождественны. Процесс реального становления -- это аспект логического процесса мышления. Схватывая законы логики при помощи априорного мышления, разум обретает точное знание реальности. Не существует дороги к истине, кроме той, которая обеспечивается изучением логики.

Специфическим принципом логики Гегеля является диалектический метод. Мышление движется трехчастным путем. От тезиса к антитезису, т.е. к отрицанию тезиса, а от антитезиса к синтезу, т.е. к отрицанию отрицания Тот же самый тройственный принцип проявляется и в реальном становлении. Ибо единственной реальной вещью во Вселенной является Geist (разум или дух). Материальные вещи не обладают для себя бытием. Субстанция материи находится вне ее, дух есть у себя бытие. То, что называется действительностью -- помимо разума и божественного действия -- в свете этой философии есть нечто гнилое или косное (ein Faules), которое может казаться, но не является в себе действительным.

Между гегелевским идеализмом и любой разновидностью материализма невозможен никакой компромисс. Плененные престижем гегельянства в Германии 1840-х гг., Маркс и Энгельс опасались слишком радикально отклоняться от единственной философской системы, с которой были знакомы их сограждане. Они не были достаточно отважными, чтобы полностью отвергнуть гегельянство, как это было сделано несколькими годами позже, даже в Пруссии. Они предпочли предстать в роли продолжателей и реформаторов Гегеля, а не в роли иконоборцев-раскольников. Они хвастались тем, что трансформировали и улучшили гегелевскую диалектику, вывернули ее наизнанку, или вернее перевернули ее с головы на ноги. Они не понимали, что бессмысленно отрывать диалектику от ее идеалистической основы и пересаживать в систему, называемую материалистической и эмпирической. Гегель был последователен, предполагая, что логический процесс точно отражается в процессах, происходящих в том, что обычно называется реальностью. Он не противоречит себе, применяя логическое априори к интерпретации Вселенной. Но совсем иное дело доктрина, основанная на наивном реализме, материализме и эмпиризме. Такой доктрине не будет никакой пользы от схемы интерпретации, которая выведена не из опыта, а из априорного рассуждения. Энгельс заявил, что диалектика является наукой об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления; два ряда законов, которые по сути дела тождественны, а по своему выражению различны лишь постольку, поскольку человеческая голова может применять их сознательно, между тем, как в природе, а до сих пор большей частью в человеческой истории они прокладывают себе путь бессознательно, в форме внешней необходимости среди бесконечного ряда кажущихся случайностей. Он сам, говорит Энгельс, никогда не имел никаких сомнений в этом отношении. Его интенсивные занятия математикой и естественными науками, которым он посвятил, по его признанию, восемь лет, были, как он заявляет, стимулированы желанием детально проверить обоснованность законов диалектики на конкретных примерах. Эти штудии привели Энгельса к поразительным открытиям. Так, он обнаружил, что "вся геология представляет собой ряд отрицаний отрицаний". Бабочки "появляются на свет из яичка путем отрицания его... и вновь отрицаются, т.е. умирают", и т.д. Нормальный жизненный путь ячменя выглядит следующим образом: "Ячменное зерно… отрицается и вытесняется растением, отрицанием зерна. Оно растет ... оплодотворяется и наконец производит вновь ячменные зерна, а как только последние созревают, стебель отмирает, подвергаясь в свою очередь отрицанию. Как результат этого отрицания отрицания мы здесь имеем снова ячменное зерно, но не просто одно зерно, а в десять, двадцать, тридцать раз большее количество зерен".

Энгельсу не казалось, что он просто жонглирует словами. Применять терминологию логики к явлениям реальности -- пустое времяпрепровождение. Подтверждать или отрицать можно утверждения о явлениях, событиях и фактах, но не сами эти явления, события или факты. Но если кто-то привержен такому неуместному и логически порочному метафорическому языку, не менее разумно называть бабочку подтверждением личинки, чем называть ее отрицанием. Разве появление бабочки не является самоподтверждением личинки, вызреванием ее внутренней цели, завершением ее просто преходящего существования, раскрытием всех ее потенциальных возможностей? Однако нет нужды долго распространяться об ошибочности интегрирования гегелевской диалектики в философию, не разделяющую основополагающий принцип Гегеля... Ибо в сущности диалектика играет всего лишь роль обрамления в построениях Маркса и Энгельса и не оказывает существенное влияние на ход рассуждений".

В порядке резюме:

диалектика - это метод логического мышления, а не механизм реальных событий и явлений.

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
11
-10

Вот про «в порядке резюме» Диалектика не обладает свойствами логики, скорее психологии-софистики. Потому что логика, я напомню, это наука изучающая пути мышления, ведущие к ИСТИНЕ. Разве диалектика не опирается на принцип извечного стремления к изучению тех или иных вещей, без какой-либо конечного, а уж тем более правильного вывода? 

-1
Ответить

Диалектика не обладает свойствами ни логики, ни психологии, это - порядок мышления.

Логика не ведёт к истине, это о том, как правильно мыслить.

Диалектика ни на что не опирается.

"Принципа" извечного стремления к изучению вещей, точнее, познанию мира не существует - есть просто стремление.

На пути познания выводы могут быть как правильными, так и не правильными, чему марксизм дал яркий пример - его выводы о мире, истории и экономике оказались неверными.

0
Ответить

А чего диалектика рассматривается только как гегелевский / марксистский термин? Как же диалектический метод Сократа?

+1
Ответить
Прокомментировать
Ответить