Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что уходит в нирвану, если с точки зрения буддизма, все иллюзорно и непостоянно? Зачем это практиковать, если после смерти тебя не будет?

РелигияМистикаБуддизм
Анонимный вопрос
  · 4,8 K
Дизайнер шрифтов. Интересуюсь типографикой, историей дизайна, философией, физикой...  · 8 сент 2019

Иллюзорно не всё, а только сансара. Нирвана — реальность.

Ум в сансаре — это такой человек в тёмном холодном страшном лесу. Он видит вдалеке огонёк. Он идёт по направлению к этому свету, приближаясь каждый день. На следующий день (в следующем воплощении) он почти ничего не помнит, что было вчера, но свет снова видит, и снова идёт к нему. Этот свет — это природное качество ума. В каждом сознании есть этот свет, скрытый по-своему, своими иллюзиями.

Единственным мотиватором всех буддийских практик является неудовлетворённость (дуккха). Никому не нравится бродить в тёмном лесу, царапаться о ветки, пачкаться и мокнуть под дождём. Всё, что человек делает, он делает для того, чтобы неудовлетворённость убрать. Неудовлетворённость появляется тогда, когда человек представляет своё Я как что-то постоянное. Когда человек начинает рассуждать: «Это мне нравится, это мне не нравится». Рано или поздно возникает несоответствие ожиданий и изменившегося мира. Из-за этого возникает беспокойство, неудовлетворённость.

Вопрос «что уходит в нирвану» — это попытка спроецировать правила сансары в нирвану. В нирване не работают причинно-следственные связи. Если в сансаре явления множественны, подвижны, взаимообусловлены, то нирвана — это единый безразмерный неподвижный элемент. Это можно сравнить с тем, как реки впадают в океан. Пока реки текут с гор, мы можем их различить. Но когда река впала в океан, она прекратила существовать как маленькая река и стала большим целым океаном, мы уже не можем выделить реку внутри океана. В сансаре мы можем проявить отдельные возникающие и исчезающие элементы, а в нирване нет возникновения-исчезновения. Представьте, что у вас был тяжёлый день, и постоянно возникали разные беспокоящие мысли. И вот вечером вы все проблемы решили, пришли домой, сели, успокоились и почувствовали удовольствие от того, что никаких отдельных беспокоящих мыслей больше нет. Вы просто сидите в тишине и отдыхаете. Вот нирвана — это такая точка невозврата, после которой беспокойства уже не появятся никогда, потому что для них нет больше никаких причин.

Зачем практиковать? Чтобы приблизиться к пониманию реальности. Если у человека слабое замутнённое зрение, он будет постоянно натыкаться на углы, причиняя себе вред и неприятные ощущения. Чтобы как-то это исправить он будет практиковать улучшение зрения: вылечит глаза, снимет тёмные очки, выйдет на светлое место и т.д. Когда он начнёт эту практику, он заметит, что стал реже натыкаться на углы и жить стало легче. Тогда он продолжит, пока зрение не станет идеальным. Это и есть цель — уменьшить количество беспокойств и в итоге полностью их устранить.

Какое дело до другого существа? Какое дело вам до мамы или папы, или бабушки, или дедушки, или учителя, или друга, или любого другого существа, которое что-то полезное сделало в вашей жизни, как-то уменьшило ваши беспокойства и неудовлетворённости? Наверное, вы цените их вклад в вашу жизнь, стараетесь как-то тоже помочь убрать их беспокойства. То же самое можно сказать и о человеке, который будет в будущем. Неважно, через пять минут, через год или в следующем воплощении. Вы можете научить этого нового человека чему-то полезному, оставить ему капитал в виде полезных следов в сознании, оставить подсказки: какой путь самый лёгкий и безболезненный. Или вы можете наоборот накопить проблемы для него. Забраться в чащу, из которой потом трудно будет выбраться. Буддийская практика — это такой абсолютный альтруизм, полный отказ от эго. Высшая форма сострадания к живым существам: к прошлым, настоящим, будущим. Стремление искоренить беспокойство всех живых существ.

Сострадание к живым существам - это тоже форма беспокойства, пусть не к себе, но к другим. А беспокойство - это... Читать дальше
живу в буддийском монастыре, а по возвращении в мир - социальные проекты.  · 8 дек 2020

Нирвана это качество восприятия мира. Без заблуждений, отторжения и присвоения. Поэтому вопрос непонятен. Туда не уходят, "туда" никакого нет. Почему-то вечно ищут аналогии авраамическим религиям. Посмертной жизни, рая.. это не учение будды

Буддийский монах ортодоксальной традиции Theravada.  · 4 окт 2019

Нирвана не место в прастранственно временном континиуме. Нирвана это 1 состояние сознания без невежества гнева и алчности. и 2 как ресультат 1мпункта прекращения процесса бесконечных перерождений

Анонимный ответ8 сентября 2019

Добавлю еще насчет мнения о бессмысленности практики. Великие парамиты и четыре безмерных просто так у человека не появятся. Взятые обеты не пребудут в чистоте просто так. Есть конечно некоторые Будды, которые никогда не были омрачены, вроде Самантабхандры, но Будды - они Будды, а мы же люди простые, омраченные, поэтому нам всегда нужно практиковать.

Анонимный ответ8 сентября 2019
Ваш вопрос простой, но он не было бы задан, если бы вы просто чаще читали сутры. Будет реинкарнация. Если бы ничего не было, то не было бы смысла в поворотах колеса учения и все учение Дхармы можно было бы не передавать людям. Закон кармы и является главной проблемой и остановка выработки кармы - вот главная задача. Если вам интересно что представляет из себя Нирвана... Читать далее
> Что уходит в нирвану Просто прекращается восприятие и страдание. Ничто никуда не уходит. Просто есть две ситуации: восприятие есть, восприятия нет. О второй говорят - нирвана. > если с точки зрения буддизма всё иллюзорно Не иллюзорно, а подобно иллюзии. > Зачем практиковать, если после смерти тебя уже не будет, какое тебе дело до другого существа, которое будет после... Читать далее
> Просто прекращается восприятие и страдание. Ничто никуда не уходит. Просто есть две ситуации: восприятие есть... Читать дальше