Что уходит в нирвану, если с точки зрения буддизма, все иллюзорно и непостоянно? Зачем это практиковать, если после смерти тебя не будет?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
6
5 ответов
Поделиться

Иллюзорно не всё, а только сансара. Нирвана — реальность.

Ум в сансаре — это такой человек в тёмном холодном страшном лесу. Он видит вдалеке огонёк. Он идёт по направлению к этому свету, приближаясь каждый день. На следующий день (в следующем воплощении) он почти ничего не помнит, что было вчера, но свет снова видит, и снова идёт к нему. Этот свет — это природное качество ума. В каждом сознании есть этот свет, скрытый по-своему, своими иллюзиями.

Единственным мотиватором всех буддийских практик является неудовлетворённость (дуккха). Никому не нравится бродить в тёмном лесу, царапаться о ветки, пачкаться и мокнуть под дождём. Всё, что человек делает, он делает для того, чтобы неудовлетворённость убрать. Неудовлетворённость появляется тогда, когда человек представляет своё Я как что-то постоянное. Когда человек начинает рассуждать: «Это мне нравится, это мне не нравится». Рано или поздно возникает несоответствие ожиданий и изменившегося мира. Из-за этого возникает беспокойство, неудовлетворённость.

Вопрос «что уходит в нирвану» — это попытка спроецировать правила сансары в нирвану. В нирване не работают причинно-следственные связи. Если в сансаре явления множественны, подвижны, взаимообусловлены, то нирвана — это единый безразмерный неподвижный элемент. Это можно сравнить с тем, как реки впадают в океан. Пока реки текут с гор, мы можем их различить. Но когда река впала в океан, она прекратила существовать как маленькая река и стала большим целым океаном, мы уже не можем выделить реку внутри океана. В сансаре мы можем проявить отдельные возникающие и исчезающие элементы, а в нирване нет возникновения-исчезновения. Представьте, что у вас был тяжёлый день, и постоянно возникали разные беспокоящие мысли. И вот вечером вы все проблемы решили, пришли домой, сели, успокоились и почувствовали удовольствие от того, что никаких отдельных беспокоящих мыслей больше нет. Вы просто сидите в тишине и отдыхаете. Вот нирвана — это такая точка невозврата, после которой беспокойства уже не появятся никогда, потому что для них нет больше никаких причин.

Зачем практиковать? Чтобы приблизиться к пониманию реальности. Если у человека слабое замутнённое зрение, он будет постоянно натыкаться на углы, причиняя себе вред и неприятные ощущения. Чтобы как-то это исправить он будет практиковать улучшение зрения: вылечит глаза, снимет тёмные очки, выйдет на светлое место и т.д. Когда он начнёт эту практику, он заметит, что стал реже натыкаться на углы и жить стало легче. Тогда он продолжит, пока зрение не станет идеальным. Это и есть цель — уменьшить количество беспокойств и в итоге полностью их устранить.

Какое дело до другого существа? Какое дело вам до мамы или папы, или бабушки, или дедушки, или учителя, или друга, или любого другого существа, которое что-то полезное сделало в вашей жизни, как-то уменьшило ваши беспокойства и неудовлетворённости? Наверное, вы цените их вклад в вашу жизнь, стараетесь как-то тоже помочь убрать их беспокойства. То же самое можно сказать и о человеке, который будет в будущем. Неважно, через пять минут, через год или в следующем воплощении. Вы можете научить этого нового человека чему-то полезному, оставить ему капитал в виде полезных следов в сознании, оставить подсказки: какой путь самый лёгкий и безболезненный. Или вы можете наоборот накопить проблемы для него. Забраться в чащу, из которой потом трудно будет выбраться. Буддийская практика — это такой абсолютный альтруизм, полный отказ от эго. Высшая форма сострадания к живым существам: к прошлым, настоящим, будущим. Стремление искоренить беспокойство всех живых существ.

21
0

Сострадание к живым существам - это тоже форма беспокойства, пусть не к себе, но к другим. А беспокойство - это то, от чего надо избавиться. По моему, тут неразрешимый парадокс. И нирвана - это не только отсутствие беспокойства и неудовлетворенности, это также и отсутствие удовлетворенности и спокойствия, потому как нет субъекта, который может это воспринять. По-простому нирвана (при взгляде из сансары ;) - это небытие. Если человек полагает, вся психическая деятельность живого организма прекращается со смертью этого организма  и что иллюзии бытия не могут копироваться и воспроизводится в некоем "информационном поле" мира сансары, то практиковать буддистские практики особого смысла нет. Можно просто дождаться смерти. А если вы хотите избавить все живое от страдания, то наилучший способ - это что-то вроде глобального ядерного взрыва. По крайней мере в пределах Земли все проблемы и беспокойства решатся окончательно (хотя не исключено повторное зарождение и развитие жизни).

+2
Ответить

В буддизме сострадание — это не совместное страдание, не переживание чужой неудовлетворённости, а осознание причин чужих неудовлетворёностей и действия по нейтрализации этих причин. Эти действия совместимы с невозмутимостью ума, как невозмутим может быть дворник, подметающий улицу. Поэтому, тут противоречия нет. Будда дал определение покоя так:

«Тот, кто зависим, тот неустойчив. Тот, кто независим, тот не имеет неустойчивости. Когда нет неустойчивости – имеется покой. Когда есть покой – желаний не существует. Когда нет желаний – нет появления или движения. Когда нет появления или движения – нет исчезновения и возникновения. Когда нет исчезновения и возникновения – то нет ни «здесь», ни «там», ни «между ними». Это и только это – конец страданий».

Нирвана это не существование , но и не прекращение бытия. Это безличностная реальность. Вот как будда её описывает:

«Есть сфера, где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни ветра; ни сферы безграничного пространства, ни сферы безграничного сознания, ни сферы отсутствия чего бы то ни было, ни сферы ни восприятия, ни не-восприятия; ни этого мира, ни следующего мира, ни солнца, ни луны. И там, я говорю вам, нет ни появления, ни движения, ни пребывания; ни исчезновения, ни возникновения: это не утверждённое, не действующее, не имеющее опоры. Это и только это является окончанием страдания».

То есть, вы описываете нирвану как исчезновение, сферу отсутствия чего-либо. Но будда описывает её иначе — как сферу, которая есть. Вот сутра, где слово ЕСТЬ ещё более чётко выделяется буддой для контраста с тем, что отсутствует.

«Монахи, есть нерождённое, неустановленное, несотворённое, несконструированное. Если бы не было этого нерождённого, неустановленного, несотворённого, несконструированного – то не было бы возможности освободиться от рождённого, установленного, сотворённого, сконструированного. Но именно потому, что есть нерождённое, неустановленное, несотворённое, несконструированное – можно распознать освобождение от рождённого, установленного, сотворённого, сконструированного».

Поэтому нет, нирвана — это не небытие.

Практиковать буддийские методы есть смысл даже тем, кто не верит в перевоплощения (я вот считаю, что это неважно), потому что эти практики в первую очередь помогают прожить более счастливую жизнь, сократить количество беспокойств в этой жизни. То есть, практикуя, человек ничего не теряет, а только приобретает. Если перевоплощений нет, то как минимум одну жизнь проживаешь счастливо.

Я бы не стал так смело ограничивать жизнь нашей планетой. Вселенная большая и в ней есть много других форм жизни кроме тех, что живут на нашей планете. А если верить буддийской космологии, есть ещё и нематериальные формы, миры существования сознаний. Поэтому ядерный взрыв тут не особо поможет, только заставит существа страдать больше и дольше.

0
Ответить

Увы, термин "сострадание" очень не подходит к определению действий просветленного, он вводит людей в заблуждение и нагоняет ложного пафоса. Но и более подходящего подобратьне могут, или не очень-то хотят :)). Ну а описание безличностной реальности нирваны - это и есть описание небытия (чистое "ничто"). Максимум что можно сказать о нирване - из сансары нирвана выглядит (может быть описана) как небытие, но на самом деле это единственное реальное неиллюзорное (истинное?) бытие. И это уже предмет веры. Конечно, можно сказать, что можно постигнуть реальность нирваны на практике, ну так верующие тоже говорят, что можно постигнуть реальность Бога на практике, если очень постараться. По поводу того, что практикующий буддизм может прожить счастливо свою жизнь - это большой вопрос. Буддизм не предлагает счастья, он предлагает отсутствие страданий, все таки разница есть. Счастье - это одна из иллюзий ума, не более того. И я не вижу особого смысла заниматься буддистскими духовными практиками, если вы не принимаете на веру буддистскую онтологию. А буддизм - это порождение индуистских верований. Конечно, в буддизме их творчески переосмысливают, но они являются исходной системой отсчета. Если бы принц Гаутама полагал, что страдание каждого отдельного живого существа конечно и ограничено рамками данной биологической формы, то он бы вряд ли так уж запарился о том, как остановить это страдание. И если бы Гаутама полагал, что страдание может быть в перспективе благом, то он скорее стал бы размышлять о том, как использовать это страдание с наибольшей духовной пользой для себя и как научить этому других. А про ядерный взрыв я писала как возможное локальное решение проблемы именно для тех, кто не верит в буддистскую космогонию.

0
Ответить

описание безличностной реальности нирваны - это и есть описание небытия (чистое "ничто")

Можете как-то аргументировать, чем-то подкрепить эту идею, или это просто ваше личное понимание?

он бы вряд ли так уж запарился о том, как остановить это страдание

Как раз наоборот, есть слова будды, что можно вполне успешно практиковать даже и без веры в перевоплощения.

страдание может быть в перспективе благом

Про это совсем непонятно. Будда сравнивал себя с врачом, удаляющим отравленную стрелу. То есть он допускал, что может быть польза от меньшего беспокойства, только если это приводит к предотвращению большего беспокойства, как болезненное лечение.

0
Ответить

Андрей, перечитайте определение нирваны. Это сфера, где ничего нет. Ни движений, ни изменений, ни восприятия. О чем бы ты не подумал, там этого нет. Это такое онтологизированное небытие, простите за оксюморон. Почему это "ничто" Будда назвал сферой? Наверное, надо было хоть как-то назвать, хотя и перевод, может, не совсем удачный. Описание нирваны Буддой чем-то напоминает апофатическое богословие: там, где сущность Бога описываю через перечисление того, чем он не является. Я могу допустить, что описать реальность нирваны вообще невозможно, это трансцендентная реальность. Но тогда она по определению не поддается опытному познанию. Какую там реальность практикующие буддисты успешно познают на своем опыте, я не знаю, потому что не могу мыслить познание без субъекта познания. Извините уж мою ограниченность. Опытное познание Бога хоть как-то теоретически можно помыслить, с нирваной сложнее. Конечно, я полагаю, что применение различных буддистских практик приводит ко всяким интересным психологическим эффектам, иногда к сильной трансформации сознания, в этом смысле практиковать можно и наверное, где-то полезно. Но я априори не уверена, что все наше существование - это иллюзия. Последовательное предельное развитие этой идеи приведет к тому, что все уйдут в нирвану и человечество вымрет. Может быть, так оно будет и лучше. Но я как-то не уверена. А по поводу пользы страдания - это уже христианские заморочки (хотя в других религиях они тоже присутствуют). Идея в том, что страдания временны и нужны для духовного развития субъекта (при правильном к ним отношении). Идея сомнительная, но буддисты ее даже в качестве гипотезы не рассматривают (насколько мне это известно).

0
Ответить

Описание нирваны Буддой чем-то напоминает апофатическое богословие: там, где сущность Бога описываю через перечисление того, чем он не является.

Это правда, но есть промежуточные определения, которые хоть и не описываются катафатически, но всё же сообщают об онтологических свойствах нирваны отличных от небытия. Это такие слова как: свобода, реальность, счастье, удовлетворённость. Есть даже сутра в которой будда рассказывает монахам, что нирвана приятна, что это отдельное от обычных удовольствие. То есть, несмотря на то, что сознание и все процессы в нирване остановлены, некое статичное безличностное бытие есть.

тогда она по определению не поддается опытному познанию.

Тут больше подойдёт не метод опытного познания, а метод раскрытия интуитивного знания, так как природа будды уже есть у каждого существа в скрытом виде. Существу всего лишь нужно отказаться от всех иллюзий.

Но я априори не уверена, что все наше существование - это иллюзия.

В буддийском понимании иллюзии — это то, что не нирвана. Мир взаимообусловленных элементов. Мне нравится разделение в русском языке слов существование и бытие. Вот иллюзии — это как раз то, что существует, проявляется в связанных элементах. А реальность — это то, что не существует, но есть. Это такой уникальный онтологический статус бытия без существующих явлений.

Последовательное предельное развитие этой идеи приведет к тому, что все уйдут в нирвану и человечество вымрет.

Чтобы перейти к нирване, не обязательно умирать физически. Можно жить формально, но при этом не испытывать никаких беспокойств, быть счастливым. После того, как человек достиг состояния нирваны, он уже свободен от сансарных ограничений. Он может, например, рожать детей, чтобы помогать существам воплощаться в удобной человеческой форме и так помогать приближаться к просветлению. Люди — это редкая форма живых существ. Разных форм в разных мирах огромное количество.

страдания временны и нужны для духовного развития субъекта

Будда критиковал такую позицию при встрече с аскетами, занимавшимися самоистязанием. Такая практика не соответствует срединному пути и приводит к взращиванию и обслуживанию иллюзий.

0
Ответить
Прокомментировать

Что уходит в нирвану

Просто прекращается восприятие и страдание. Ничто никуда не уходит. Просто есть две ситуации: восприятие есть, восприятия нет. О второй говорят - нирвана.

если с точки зрения буддизма всё иллюзорно

Не иллюзорно, а подобно иллюзии.

Зачем практиковать, если после смерти тебя уже не будет, какое тебе дело до другого существа, которое будет после тебя?

А зачем кушать, ведь голодать будет по сути другой человек? Или, к примеру, зачем гладить рубашку, ведь через мгновение вас уже не станет и в этой рубашке на работу пойдет уже другой человек? Наследование...

1
0

Просто прекращается восприятие и страдание. Ничто никуда не уходит. Просто есть две ситуации: восприятие есть, восприятия нет. О второй говорят - нирвана.

Кем или чем прекращается восприятие, безличностными скандхами? мы просто форматируем диск? почему в буддизме выделяются скандхи, но не говорится о способе их обьединения, сдается мне, что выделение скандх, без связуещего звена, это просто описание единого процесса, который в индуизме называется атманом, но в буддизме так любят все отрицать, что мы вынуждены описывать единый процесс, как отдельные явления, с точки зрения буддизма.

0
Ответить

Кем или чем прекращается восприятие

Объясняется так, что в зависимости от топлива (веток) горит огонь. Топливо закончилось - огонь угас.

почему в буддизме выделяются скандхи, но не говорится о способе их обьединения

Можете считать прекращение объединением. Нет признаков - нет различий.

0
Ответить
Прокомментировать

Нирвана не место в прастранственно временном континиуме. Нирвана это 1 состояние сознания без невежества гнева и алчности. и 2 как ресультат 1мпункта прекращения процесса бесконечных перерождений

Паньянатта Кехаянотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
0
Прокомментировать

Добавлю еще насчет мнения о бессмысленности практики. Великие парамиты и четыре безмерных просто так у человека не появятся. Взятые обеты не пребудут в чистоте просто так. Есть конечно некоторые Будды, которые никогда не были омрачены, вроде Самантабхандры, но Будды - они Будды, а мы же люди простые, омраченные, поэтому нам всегда нужно практиковать.

0
0
Прокомментировать

Ваш вопрос простой, но он не было бы задан, если бы вы просто чаще читали сутры.

Будет реинкарнация. Если бы ничего не было, то не было бы смысла в поворотах колеса учения и все учение Дхармы можно было бы не передавать людям. Закон кармы и является главной проблемой и остановка выработки кармы - вот главная задача. Если вам интересно что представляет из себя Нирвана, откройте 13-ю главу Ланкаватары-Сутры, где Будда очень подробно описывает, что является Нирваной и что Нирваной не является. Мнение что Нирвана похожа на жизнь вечную - такое же заблуждение как и вера в то, что нирвана - это уничтожение или исчезновение. Практиковать же нужно, так как никто не отменял эволюцию вашего сознания, которая никогда не прекращается. 

Вы не Шопенгауэра случаем начитались? Это у него буддизм выглядит такой пессимистичным нигилизмом. В действительности это праздничная и очень эмоциональная религия и с обширной мифологией. Посмотрите как украшены восточные азиатские улицы и храмы? Людям там в целом чужд страх небытия и смерти, они даже не очень понимают в чем суть этого понятия.

0
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью