Иллюзорно не всё, а только сансара. Нирвана — реальность.
Ум в сансаре — это такой человек в тёмном холодном страшном лесу. Он видит вдалеке огонёк. Он идёт по направлению к этому свету, приближаясь каждый день. На следующий день (в следующем воплощении) он почти ничего не помнит, что было вчера, но свет снова видит, и снова идёт к нему. Этот свет — это природное качество ума. В каждом сознании есть этот свет, скрытый по-своему, своими иллюзиями.
Единственным мотиватором всех буддийских практик является неудовлетворённость (дуккха). Никому не нравится бродить в тёмном лесу, царапаться о ветки, пачкаться и мокнуть под дождём. Всё, что человек делает, он делает для того, чтобы неудовлетворённость убрать. Неудовлетворённость появляется тогда, когда человек представляет своё Я как что-то постоянное. Когда человек начинает рассуждать: «Это мне нравится, это мне не нравится». Рано или поздно возникает несоответствие ожиданий и изменившегося мира. Из-за этого возникает беспокойство, неудовлетворённость.
Вопрос «что уходит в нирвану» — это попытка спроецировать правила сансары в нирвану. В нирване не работают причинно-следственные связи. Если в сансаре явления множественны, подвижны, взаимообусловлены, то нирвана — это единый безразмерный неподвижный элемент. Это можно сравнить с тем, как реки впадают в океан. Пока реки текут с гор, мы можем их различить. Но когда река впала в океан, она прекратила существовать как маленькая река и стала большим целым океаном, мы уже не можем выделить реку внутри океана. В сансаре мы можем проявить отдельные возникающие и исчезающие элементы, а в нирване нет возникновения-исчезновения. Представьте, что у вас был тяжёлый день, и постоянно возникали разные беспокоящие мысли. И вот вечером вы все проблемы решили, пришли домой, сели, успокоились и почувствовали удовольствие от того, что никаких отдельных беспокоящих мыслей больше нет. Вы просто сидите в тишине и отдыхаете. Вот нирвана — это такая точка невозврата, после которой беспокойства уже не появятся никогда, потому что для них нет больше никаких причин.
Зачем практиковать? Чтобы приблизиться к пониманию реальности. Если у человека слабое замутнённое зрение, он будет постоянно натыкаться на углы, причиняя себе вред и неприятные ощущения. Чтобы как-то это исправить он будет практиковать улучшение зрения: вылечит глаза, снимет тёмные очки, выйдет на светлое место и т.д. Когда он начнёт эту практику, он заметит, что стал реже натыкаться на углы и жить стало легче. Тогда он продолжит, пока зрение не станет идеальным. Это и есть цель — уменьшить количество беспокойств и в итоге полностью их устранить.
Какое дело до другого существа? Какое дело вам до мамы или папы, или бабушки, или дедушки, или учителя, или друга, или любого другого существа, которое что-то полезное сделало в вашей жизни, как-то уменьшило ваши беспокойства и неудовлетворённости? Наверное, вы цените их вклад в вашу жизнь, стараетесь как-то тоже помочь убрать их беспокойства. То же самое можно сказать и о человеке, который будет в будущем. Неважно, через пять минут, через год или в следующем воплощении. Вы можете научить этого нового человека чему-то полезному, оставить ему капитал в виде полезных следов в сознании, оставить подсказки: какой путь самый лёгкий и безболезненный. Или вы можете наоборот накопить проблемы для него. Забраться в чащу, из которой потом трудно будет выбраться. Буддийская практика — это такой абсолютный альтруизм, полный отказ от эго. Высшая форма сострадания к живым существам: к прошлым, настоящим, будущим. Стремление искоренить беспокойство всех живых существ.
Нирвана это качество восприятия мира. Без заблуждений, отторжения и присвоения. Поэтому вопрос непонятен. Туда не уходят, "туда" никакого нет. Почему-то вечно ищут аналогии авраамическим религиям. Посмертной жизни, рая.. это не учение будды
Нирвана не место в прастранственно временном континиуме. Нирвана это 1 состояние сознания без невежества гнева и алчности. и 2 как ресультат 1мпункта прекращения процесса бесконечных перерождений
Добавлю еще насчет мнения о бессмысленности практики. Великие парамиты и четыре безмерных просто так у человека не появятся. Взятые обеты не пребудут в чистоте просто так. Есть конечно некоторые Будды, которые никогда не были омрачены, вроде Самантабхандры, но Будды - они Будды, а мы же люди простые, омраченные, поэтому нам всегда нужно практиковать.