Всё зависит от того, как именно нам видится секуляризация. Если соглашаться с тем, что она является необратимым процессом упадка религиозности и исчезновении религии как института, то вряд ли. Если мы рассматриваем секуляризацию как видоизменение этого института, то безусловно. Но можно рассуждать о том, как именно проходит этот процесс и какие плоды мы с него имеем.
Если изначально под секуляризацией понималось исключительно "обмирщение" церковного имущества или переход духовного лица в светское состояние, то позже к ним добавили ещё значение: секуляризация как процесс освобождения различных сфер жизни общества от влияния религии. Исследователи выдвигали свои теории о значении этого феномена и прогнозировали будущий расклад.
Социолог В.И. Гараджа выделяет существование трёх основных теории секуляризации:
Во-первых, Питер Бергер писал, что к "расколдовыванию мира" приводят процессы модернизации и плюрализации социальных миров. Религия теряет позиции "общественного клея", становясь делом личного выбора индивида, она перестает быть олицетворением единственно возможной истины и одного, единственно возможного жизненного пути. В своих поздних работах Бергер говорил о секуляризации как деструктивном феномене: происходит утрата "священного", абсолютные ценности становятся относительными, что приводит к кризису, деструктивному поведению, дезориентации.
Во-вторых, секуляризация как вытеснение религии наукой, рациональным мышлением, светской этикой. Такие процессы весьма заметны, но под их влиянием религия трансформируется, чтобы вписываться в картину мира современного человека.
В-третьих, секуляризация как эволюция религии и её видоизменения в ходе социальных перемен. Эту теорию выдвигали Толкотт Парсонс и Роберт Белла. Религия в целом не теряет своего значения, но изменяет механизмы влияния на общество, в частности, особенное внимание уделяется жизни человека в этом мире, "мире без Бога", а не потустороннем.
Таким образом, секуляризация как трансформация религии действительно неизбежна. Но идеи исчезновения религиозности не оправдывают себя, как мы можем судить по современной ситуации.