Ответить

Можно ли стать успешным дизайнером, не имея профильного образования?

GeekBrainsДизайнСтильОбразование
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
31
4 ответа
Поделиться

Короткий ответ — да. Более подробный: зависит в первую очередь от специализации — сложно навредить здоровью при помощи плохо скроенных брюк, но с дизайном циркулярной пилы или здания больницы лучше без образования не экспериментировать.

Примеров успешных или даже великих дизайнеров без профильного образования в разных областях масса: от Коко Шанель до Миучча Прада, есть прецеденты, когда архитектор шел в графический дизайн (Массимо Виньелли), Чарльз Имз начинал с изучения архитектуры, в итоге занялся более компактными формами — список длинный.

На собственном опыте, с оговоркой, что до вышеперечисленных господ мне как до луны, могу добавить, что в стране без единого стоящего профильного вуза, имея техническое образование (ядерная астрофизика), вполне можно стать UI/UX дизайнером. Но запаситесь терпением, 5-6 лет работы — и начнет получаться, 7-10 — и начнет получаться весьма неплохо, если каждый день и с полной выкладкой. По срокам — то же самое, что и в вузе, если бы он был, но тут пока проблема.

Наиболее эффективный подход — не страшиться дурацких задач и на первых порах браться за все подряд, например, идти в рекламу и заниматься любым трешаком там. В процессе всё само встанет по местам.

Дизайн связан с этикой и высокой ответственностью: он влияет на жизненные ценности людей, определяет их поведение, мотивируя и вдохновляя. Он потребует от тебя полной отдачи, поэтому перед тем, как начать заниматься им, задай себе простой вопрос: является ли дизайн твоим призванием, Делом жизни. Определить это просто: если тебя восхищает, как все в мире невероятно придумано, если ты видишь в обычных явлениях черты авторского замысла, значит дизайн для тебя может стать чем-то большим, чем просто профессией.

Дело и профессия — две разные стези, они предполагают совершение качественно различных, но одинаково осознанных действий. Самое важное в Деле — это навыки сочувствия, сопричастности и сотворчества. Самое важное в профессии — опыт работы с Образом. Мера профессионального успеха определяется способностью проявлять с минимальной погрешностью видимое из невидимого и интерпретировать его.

Важно ремесло стариков. Никакой путь не может начаться, если твои руки не знакомы с материалом. Какой еще кодинг, когда ты не рисуешь, не знаешь, как краска ложится на бумагу или вал станка, не держал штихель и не заправлял наощупь рольфильм в бачок? Технологии сильно увлекают нас, но доступные всем абстрактные знания совершенно бесполезны.

Если школа чтит традиции, то может познакомить тебя с ремеслом — скорее с будничным, чем с вечным, — дать опыт коммуникации, связи, методику. Но по-настоящему полезна она лишь возможностью встретить Наставника. Мастерство можно перенять только у того, кто сам Мастер: это прежде всего общение двух личностей, а не студента и преподавателя. Наставник и ученик должны встретиться — встреча нужна им обоим, чтобы выполнить свои задачи и идти дальше порознь.

Ищи такого.

Это смотря кого называть «успешным дизайнером». Дизайн в нашей стране за последние года три перестал быть выгодным бизнесом (если, конечно, вы не участвуете в распилах госбюджета или не фигачите конвейерным способом водочные этикетки или упаковки для йогурта).

Но кое-чего добиться, конечно, можно.

Я, к примеру, два раза поступал в Полиграфический институт на дизайнерско-графическое отделение (тогда оно уныло называлось «ХТОПП» — «художественно-техническое оформление печатной продукции»). В первый раз я получил четыре двойки за все четыре специальных экзамена (кажется, это был рекорд — туда и с одной двойкой за «специальность» уже было не пройти), а во второй раз меня просто к экзаменам не допустили. Ну, я и махнул рукой, и пошел работать. Дизайнером. Неумелым. Но года за полтора научился на практике всему, чему в институте учили пять лет — и, наверное, даже еще чему-то. Делал иллюстрации в журналах, лепил книжные обложки, товарные знаки и совсем уж какую-то фигню типа значков и наклеек. Потом потихоньку стал делать печатную рекламу (сочиняя для нее и копирайты всякие). А дальше понеслось...

Мне кажется, что если на чуть-чуть опережать свои сегодняшние умения, то процесс тебя сам всему постепенно научит. Тут главное — не наглеть и не браться за то, что ты точно не сможешь сделать. А делать то, что ты, может быть, не делал до сегодняшнего дня, но примерно понимаешь, как ты это сможешь соорудить. При наличии головы и определенной энергии все может получиться.

И, кстати, я ни разу от своих клиентов (что потенциальных, что реальных) в процессе получения заказа не слышал просьбы показать диплом о высшем дизайнерском образовании. Главный и единственный диплом дизайнера — это его работы. Если нет хороших, которые вы сделали на заказ, слепите себе портфолио из работ, которые вы бы сделали с удовольствием, но заказа на которые вы не получали. Погуглите историю дизайнера Ora-ïto — не знаю, что у него за диплом, и есть ли он, но наглости у него точно выше крыши.

показать ещё 1 ответ