Vera Raskina
ноябрь 2015.
13558

В чём художественная ценность акций Петра Павленского?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
12
9 ответов
Поделиться

Образ дверей ада — один из самых важных в христианской культуре, закрытость и замкнутость адского эгоизма. Огонь — это двойственный символ, как адского огня, так и огня божественной благодати. Акция Петра Павленского перевела современное русское искусство в литургический ключ: Литургия — это как раз действие, уничтожающее ад в реальном времени, когда потенциальное спасение превращается в реальное причастие спасению. Поэтому изобразить Литургию можно как циклическую структуру, когда событие возвращается к себе, образность возвращается к себе (присутствие Божества в Литургии с самого начала), но при этом стрела спасения — переход от потенциального к актуальному. Так и здесь огонь вернулся к огню, но при этом смысл акции должен быть в отказе от страха, в светском варианте спасения. Павленский уподобляется не Христу и не мученику, а служащему Литургию священнику. Явная и ассоциация с самосожжением Яна Палаха (и сериалом "Терновый куст" о нем), но здесь важен не подвиг, но общий образ для всех. Я бы говорил о целом ряде литургических акций в современной России, менее индивидуалистичных, такие как "Возвращение имен" и "Последний адрес", где важнее всего общность ушедших и живых. Павленский стал первым жреческим художником современного русского искусства: художник как священник, литург, жрец и жертва.

66
-13

сам задал, сам ответил

0
Ответить

Спасибо, поржал

0
Ответить

Срочно! Патрясающее! Такого вы еще не видели!

0
Ответить
Прокомментировать

Некоторое время назад я думал, что, например, можно считать, что есть искусство и художники, которые его делают, а есть политические активисты или медиа активисты, которые используют популярную сейчас систему и модель искусства, но делают они медийные события, на тему проблем современной политики и обращаются к аудитории, которая этим медиа внимает. Конечно, невозможно установить такое различие, когда предметом внимания для искусства становиться современная политика, а работы политических активистов показывают на выставках. Интересно то, что хотя мы не можем установить точно, где проходит граница между этими понятиями, но занятия людей тем и другим взаимно влияют на обе эти практики, и таким образом на жизнь общества в целом. Видеть искусство – это определенное состояние ума и настроение.

18
-1
Прокомментировать

По-моему, не в символах (которые можно притянуть, а можно и не притягивать) здесь самое существенное. И художественную ценность акции Павленского легче проиллюстрировать на примере не двери ФСБ, а жеста с брусчаткой Красной площади. Если бы он сделал меньше (ограничился бы, допустим, приклеиванием или попыткой пробежаться), это было бы просто смешно и глупо, "несерьезно". Если бы он сделал больше (реальная кастрация, самосожжение), это был бы уже исключительно политический/психиатрический жест: "человек ставит на карту всё; он не взвешивает, чем ему рискнуть, а чем - ещё нет". А Павленский как раз "высказался" - сделал достаточно, чтобы его заметили, и чтобы говорили именно о форме его высказывания, а не о политическом протесте. В этом, в общем, сущность искусства - найти для высказывания точную форму, не больше, и не меньше, чем нужно.

9
-1
Прокомментировать

Как уже описано во многих источниках, та и мое мнение аналогичное, художник проводит свои акции с подтекстом подстеба российской ветки власти и некоторой современной части общества, но как представитель искусства, Павел, пытается передать мотивационное послание народу через образы пыток над своим телом. Это сразу же обращает на себя внимание и моментально разносится по просторам интернета. На это мало кто пойдет сейчас, его экстремальная меседжность будоражит.Конечно у него масса противников, но и поклонники его творческих посланий есть и не мало. Кто-то назовет его психом,кто-то просто отчаянным и странным,кто-то вознесет его в лик святых и бесстрашных протестантов,а кто-то просто назовет показушным, но,что точно, так это то, что его акции действительно заставляют остановиться и задуматься о подтексте, который так многие бояться озвучивать даже без телесных увечий.

3
0
Прокомментировать

Перцепт довольно ясный в итоге: фронтальная экспозиция, темнота, пылающая рама картины, некоторая новая зона в привычном, ниша, или как говорил Хайдеггер "разлом" картины, трещина посреди мира. И это не столько даже рама, сколько изображение самого искусства, современное искусство как пламя, огненная картина и автопортрет художника на фоне сущностного (огненного) изображения современного искусства, а художник с канистрой как поджигатель-творец современного огненного произведения искусства. если у Малевича квадрат-абсолютизация картины как картины, то здесь символическое выражение сути современного искусства. в общем, все происходившее может быть названо "автопортрет художника на фоне современного искусства".

3
-1
Прокомментировать
Читать ещё 4 ответа
Ответить