В чём художественная ценность акций Петра Павленского?

11006
9
0
9 ноября
16:17
ноябрь
2015

Образ дверей ада — один из самых важных в христианской культуре, закрытость и замкнутость адского эгоизма. Огонь — это двойственный символ, как адского огня, так и огня божественной благодати. Акция Петра Павленского перевела современное русское искусство в литургический ключ: Литургия — это как раз действие, уничтожающее ад в реальном времени, когда потенциальное спасение превращается в реальное причастие спасению. Поэтому изобразить Литургию можно как циклическую структуру, когда событие возвращается к себе, образность возвращается к себе (присутствие Божества в Литургии с самого начала), но при этом стрела спасения — переход от потенциального к актуальному. Так и здесь огонь вернулся к огню, но при этом смысл акции должен быть в отказе от страха, в светском варианте спасения. Павленский уподобляется не Христу и не мученику, а служащему Литургию священнику. Явная и ассоциация с самосожжением Яна Палаха (и сериалом "Терновый куст" о нем), но здесь важен не подвиг, но общий образ для всех. Я бы говорил о целом ряде литургических акций в современной России, менее индивидуалистичных, такие как "Возвращение имен" и "Последний адрес", где важнее всего общность ушедших и живых. Павленский стал первым жреческим художником современного русского искусства: художник как священник, литург, жрец и жертва.

50
1
ноябрь
2015

Некоторое время назад я думал, что, например, можно считать, что есть искусство и художники, которые его делают, а есть политические активисты или медиа активисты, которые используют популярную сейчас систему и модель искусства, но делают они медийные события, на тему проблем современной политики и обращаются к аудитории, которая этим медиа внимает. Конечно, невозможно установить такое различие, когда предметом внимания для искусства становиться современная политика, а работы политических активистов показывают на выставках. Интересно то, что хотя мы не можем установить точно, где проходит граница между этими понятиями, но занятия людей тем и другим взаимно влияют на обе эти практики, и таким образом на жизнь общества в целом. Видеть искусство – это определенное состояние ума и настроение.

16
0
ноябрь
2015

По-моему, не в символах (которые можно притянуть, а можно и не притягивать) здесь самое существенное. И художественную ценность акции Павленского легче проиллюстрировать на примере не двери ФСБ, а жеста с брусчаткой Красной площади. Если бы он сделал меньше (ограничился бы, допустим, приклеиванием или попыткой пробежаться), это было бы просто смешно и глупо, "несерьезно". Если бы он сделал больше (реальная кастрация, самосожжение), это был бы уже исключительно политический/психиатрический жест: "человек ставит на карту всё; он не взвешивает, чем ему рискнуть, а чем - ещё нет". А Павленский как раз "высказался" - сделал достаточно, чтобы его заметили, и чтобы говорили именно о форме его высказывания, а не о политическом протесте. В этом, в общем, сущность искусства - найти для высказывания точную форму, не больше, и не меньше, чем нужно.

6
0
показать ещё 7 ответов
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта