Саня Коновалов
август 2019.
45476

В чем основная идея философии экзистенциализма, если объяснять простыми словами?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
5
7 ответов
Поделиться

Экзистенциализм, по-простому, это философия несводимости переживания собственной жизни к внешним умопостигаемым смыслам.
Наука, религия и искусство окружают нашу жизнь, но наше собственное интимное её переживание не исчерпывается ими, в нем есть нечто большее и оно неизбывно иррационально, оно принимается "вслепую", по причинам, которые имеют значимость только внутри самого этого переживания жизни:
"Мало кто из нас слышит музыку, звучащую внутри - но каждый из нас под неё танцует"

Различается правый и левый экзистенциализм. И тот, и другой сосредотачиваются на изучении человеческого субъективного социального мира. Нет другого мира для нас, кроме того, который ограничен нашим субъективным человеческим видением - мы ничего не знаем за пределам себя.
"Объективное"(научное), так называемое - все равно наше субъективное, наше социальное, наш опыт, от этого никуда не уйти, нет другого "факта", кроме "человеческого восприятия факта, который человек же сам для себя и создал".

Левый экзистенциализм политически связан с либерализмом и социализмом(одно следует из другого) и  определен Сартром не просто как констатация экзистенции, но и как прямо из неё следующие установки:
1. Так как человек не сводим к сумме того, что его составляет, он вынужден принять то, что у него нет признаков, помимо тех, которые он сам для себя своими действиями создаст, нет смысла жизни, кроме того, который он и создаст.
Человек - вне зависимости от обстоятельств - всегда свободен и ответственен.

  1. Будучи свободным и ответственным за себя, человек при этом всегда ограничен интерпретацией происходящего и не может гарантировать правильности своих действий, потому он тревожен и заброшен в бытие, где вынужден создавать свои смыслы, не веря в их наличие до него самого, и это неизбежно.

Правый экзистенциализм в политическом смысле тесно связан с философией правого политического спектра, с нацизмом, фашизмом и консерватизмом, с Хайдеггером и его интерпретацией смыслосозидания человека в его Бытии через Зов Бытия, который ограничен границами национального коллективного смысла, выраженного через язык.

Так, для него самого этим Зовом был призыв Гитлера к подлинному человеческому через снятие наносного, неподлинного, спекулятивного смысла, который самим Хайдеггером понимался как непоуорененный, чужеродный и ложный.

Физическим воплощением этого смысла было то, что Хайдеггр понимал как Мировое Жидовство, то есть вытеснение смысла , корневого для национального бытия человека, через вовлечение его в ложное ничто и захват его бытия еврейской ложью, экономическим спекуляциями, глобальным вытеснением того, что нужно на самом деле - тем, что только кажется таковым.

Бытийность нельзя разрушить, но можно лишить человека связи с самим собой и своими национальными смыслами через манипуляцию и то, что Хайдеггер в очень широком смысл понимал как Махинации.

Мир, построенный на них, перестает отвечать на собственные вызовы по существу.

Если очень огрубить - то можно употребить современное слово "зомби"(Хайдеггер на момент написания Бытия и Времени его не знал, но искал способ выразить нечто бесконечно тонкое, не употребляя неточных слов типа "мёртвое живое", "ненастоящее настоящее", потому что дело совсем не в этом) для описания бытия, которое вовлечено в неподлинное через махинации Мирового Жидовства. Только даже не по отношению к человеку, а вообще ко всему "миру человека".Внешнее сохраняется, но при этом смысл словно бы "пропадает".

Евреи, как народ, сам по себе неукорененный в бытии,  могут сущствовать толко через махинации, паразитируя на подлинном.
Соответственно, по Хайдеггеру, нет никакого уничтожения того, что не существует, то есть существ-махинаторов(не-существ, не-органичных, не-Бытия-относительно-времени).

Ещё проще: посмотрите фильм "Матрица", это левый экзистенциализм в попсовой форме.

Правый экзистенциализм - это тоже про "Выйти из матрицы и осознать, что ты раб", но при этом Матрица - это евреи(хотя точнее - жиды, а ещё точнее - Жидовство как сущность), а ты - национально укорененный в бытии Нео, которого сосут через подмену понятий  в христианстве и эксплуатационную экономику.

Правые и левые экзистенциалисты друг с другом поэтому жестко трутся.
Для первых - левые экзистенциалисты жертвы Жидоматрицы(христианство, Маркс, Энгельс и их учитель Мозес Гесс), а задача - освободиться к подлинному через зов национального.

Гуманизм должен быть переосмыслен через переопределение того, кто считается человеком, а кто только под него подделывается, отделить Нео от Агентов Смитов

Для левых - правые реакционеры, и они должны выйти из национальной матрицы к универсальной через классовую и гуманистическую, отбросить ложную надстройку и критически преосмыслить мир через конфликт бытийных ценностей.

Гуманизм надо переопределить через универсальное человеческое переходное:
Сартр:
"...невозможно найти универсальную сущность, которая была бы человеческой природой,....(но)
 все же существует некая общность условий человеческого существования. Не случайно современные мыслители чаще говорят об условиях человеческого существования, чем о человеческой природе. Под ними они понимают, с большей или меньшей степенью ясности, совокупность априорных пределов, которые очерчивают фундаментальную ситуацию человека в универсуме. Исторические ситуации меняются: человек может родиться рабом в языческом обществе, феодальным сеньором или пролетарием. Не изменяется лишь необходимость для него быть в мире, быть в нем за работой, быть в нем среди других и быть в нем смертным. Пределы не субъективны и не объективны, скорее, они имеют объективную и субъективную стороны. Объективны они потому, что встречаются повсюду и повсюду могут быть опознаны. Субъективны потому, что переживаемы, они ничего не представляют собой, если не пережиты человеком, который свободно определяет себя в своём существовании по отношению к ним. И хотя проекты могут быть различными, ни один мне не чужд, потому что все они представляют собой попытку преодолеть пределы, или раздвинуть их, или не признать их, или приспособиться к ним. Следовательно, всякий проект, каким бы индивидуальным он ни был, обладает универсальной значимостью. Любой проект, будь то проект китайца, индейца или негра, может быть понят европейцем. Может быть понят — это значит, что европеец 1945 года может точно так же идти от постигнутой им ситуации к её пределам, что он может воссоздать в себе проект китайца, индейца или африканца. Любой проект универсален в том смысле, что понятен каждому. Это не означает, что данный проект определяет человека раз навсегда, а только то, что он может быть воспроизведён.

Всегда можно понять идиота, ребёнка, дикаря или иностранца, достаточно иметь необходимые сведения.

В этом смысле мы можем говорить о всеобщности человека, которая, однако, не дана заранее, но постоянно созидается.

Выбирая себя, я созидаю всеобщее. Я созидаю его, понимая проект любого другого человека, к какой бы эпохе он ни принадлежал.

Эта абсолютность выбора не ликвидирует относительности каждой отдельной эпохи. Экзистенциализм и хочет показать эту связь между абсолютным характером свободного действия, посредством которого каждый человек реализует себя, реализуя в то же время определённый тип человечества, — действия, понятного любой эпохе и любому человеку, и относительностью культуры, которая может явиться следствием такого выбора"

20
-5

Несколько напутанно. Экзистенциализм есть не правый и левый, а атеистический и религиозный. Любой экзистенциализм это не матрица, а проблемы бытия и взаимодействии человека, как личности с миром и с Богом, если он религиозный. Габриель Марсель прекрасный пример религиозного экзистенциализма.

+3
Ответить

Японские экзистенциалисты правого националистического толка были апатеистами и атеистами, в лучшем случае буддистами с культурным интересом к христианству.

Если марксист должен быть атеистом, то фашист может быть и атеистом, и агностиком,и теистом.

Для экзистенциалиста вопрос наличия или отсутствия Бога или ничего не меняет в наших поисках ответов на личные вопросы(по Сартру) , или выносится за скобки экзистенциального(по Хайдеггеру), почтительно склоняясь перед непостижимым.

Принципиально как раз то, марксист ли экзистенциалист или же националист, так как бывает атеистическая иррациональность и атеистическая религиозность.
Отсюда спор о гуманизме - кого или что считать человеком и что считать человечностью, как соотнести целое и часть в рамках нашего социального самоосмысления.

0
Ответить

Японские экзистенциалисты правого националистического толка были апатеистами и атеистами, в лучшем случае буддистами с культурным интересом к христианству.

Если марксист должен быть атеистом, то фашист может быть и атеистом, и агностиком,и теистом.

Для экзистенциалиста вопрос наличия или отсутствия Бога или ничего не меняет в наших поисках ответов на личные вопросы(по Сартру) , или выносится за скобки экзистенциального(по Хайдеггеру), почтительно склоняясь перед непостижимым.

Принципиально как раз то, марксист ли экзистенциалист или же националист, так как бывает атеистическая иррациональность и атеистическая религиозность.
Отсюда спор о гуманизме - кого или что считать человеком и что считать человечностью, как соотнести целое и часть в рамках нашего социального самоосмысления.

-1
Ответить

Основная идея: Человек - единственное животное сознающее свою смертность. Всё! Очень ограниченная философская система.

0
Ответить
Прокомментировать

Если совсем простыми словами, то идея следующая. Изначально в жизни нет никакого смысла, но люди могут создавать этот смысл из ничего, просто придумывая его сами.

Например, у Илона Маска изначально не было смысла в жизни. Но он просто решил сам для себя, что необходимо работать над тем, чтобы колонизировать Марс. И настолько этим проникся, что посвятил этому свою жизнь. И теперь ему хорошо. Потому что вопрос о смысле жизни для него закрыт. В каждый момент он знает, что надо делать. При любой возможности нужно делать что-то такое, что приближает колонизацию Марса.

8
-2
Прокомментировать

Идея в социально-мировоззренческой модели смысла жизни, которая укладывается в контексте философии экзистенциализма. Философы-экзистенциалисты обычно всегда строили свои суждения в большей мере внутри  модели смысла жизни, объединяя в едином поле бытие, Бога и человека.

Sebastian Polakотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
8
-2
Прокомментировать

Французская адаптация феноменологии Хайдеггера. По Хайдеггеру, нельзя просто быть или просто жить: любое бытие всегда для чего-то и к чему-то, так же как и жизнь человеческая. Но в отличие от прочих вещей, человек может сам определять, для чего и к чему его жизнь. Определять просто так, безо всяких предшествующих оснований, абсолютно свободно и иррационально. В этом абсурд бытия.

Юрий Тихонравовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4
0

Спасибо за ответ.Я не специалист и не претендую, но Карл Ясперс был немцем и сделал большой вклад в экзистенцианализм. Как его оценивать в рамках той французской адаптации?

0
Ответить

Ясперс был феноменолог, во многом близкий к Хайдеггеру. Сам он при этом экзистенциалистом себя не считал.

0
Ответить
Прокомментировать

Что есть истина? То, что мы видим перед собой? Нет. Истину мешают нам увидеть наши органы чувств. Они ее искажают. Кто-то видит море зеленым, а кто-то синим. Какое же оно на самом деле. Мы не знаем. Строение органов чувств одного человека немного, но отличается от строения органов чувств другого человека. Хотя бы размерами глаз. Или ушей. Один лучше видит, но хуже слышит, и наоборот. 

Что же делать? Нужно обратиться к нашему внутреннему Я. Оно "видит" мир непосредственно, минуя органы чувств. И значит, мир, "видимый" изнутри этого Я оказывается точно таким, каков он и на самом деле. Правда, это Я, непонятно где находится в теле человека. И "видит" оно не образами, а переживаниями. Я всегда что-то переживает  - страх, печаль, радость, счастье, абсурд, тревогу, свободу и т.д. Но зато, я никогда не сомневаюсь насчет своих переживаний.

Так вот, экзистенциализм  - это попытка описания  процесса общения нашего внутреннего Я с внешним миром.  И через это описание, поиск некоей истинной реальности бытия, которую мы не можем найти, только на основе рационального познания мира.

1
0
Прокомментировать
Читать ещё 2 ответа
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью