Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Правда ли, что художник Павленский — гений?

ОбществоПолитология+4
Андрей Бондарь
  · 9,2 K
Специалист по современному искусству  · 9 нояб 2015

Во-первых, надо сразу сказать, что гениальность — это миф, возникший сравнительно недавно и успешно функционирующий для решения конкретных задач, которые едва ли имеют отношение к интересующим нас аспектам действительности.

Если заменить вопрос на более адекватный "является ли Павленский талантливым художником-активистом", то уже можно рассуждать.

Проблема с художественным активизмом заключается в том, что эта деятельность объединяет два направления: искусство и политический активизм. Как активиста Павленского обсуждать не очень этично, так как он действительно делает смелые вещи, утверждает простые, понятные и здравые идеи и несет за них ответственность. Более того, его активизм бесспорно куда амбициозней любого пикетирования и вывешивания баннеров, за что его несомненно стоит уважать.

С другой стороны можно обсуждать Павленского как художника. Отношение к нему критиков-философов в целом варьируется от сдержанно-положительного до (по ощущениям - в большинстве случаев) восторженного; проблема состоит в том, что большинство из них разделяют его политические взгляды, и возникает ситуация, при которой критика Павленского приравнивается к поддержке режима и общего мракобесия.

Любая художественная акция включает в себя два аспекта: эстетически-концептуальная продуманность и эффект. Акции Павленского очень неоднородны. Так, самая удачная работа "Туша" (голый художник залез в моток колючей проволоки, застрял в ней, был спасен полицией, которая тут же арестовала его), в рамках которой он скрупулезно срежиссировал ситуацию смены состояний опасности-беззащитности-охраны-наказания, не получила такого резонанса, как более прямолинейная и глуповатая акция с прибиванием мошонки: ее социальный пафос был начисто убит будоражащим образом художника.

Акция с поджогом двери в меру интересна: самый главный ее результат (помимо очень красивых фотографий) - действия ФСБшников, которые закрыли поврежденную дверь металлическими листами, тем самым обнаружив удивительный страх разрушения собственной целостности. Произошла такая стигматизация нестерильности, выявилось стремление устранить любые следы внешнего вмешательства даже ценой ограничения собственной свободы. Можно сравнить с действием человека, который, смущаясь царапины на лице, забинтует всю голову, при этом потеряв способность видеть.

Противопоставление замысел-результат становится совсем очевидным, если посмотреть на акции Пусси Райот (при этом и то, и другое в любом случае принадлежит художникам). Так, они несколько раз делали одно и то же (на Лобном месте, на крыше троллейбуса, в метро, в ХХС). Каждый раз - это по сути одна и та же работа, но именно "фурор" акции в Храме Христа Спасителя вывел их творчество на совершенно другой уровень.

Подытоживая, я убежден, что Петр Павленский - очень неплохой художник, с несколько неровным творчеством, среди акций которого есть как выдающиеся работы, так и проходные вещи.

В историю он вошел, но своей школы не создаст.

системный инженер ВК  · 9 нояб 2015
Не уверен, что к Павленскому можно применять этот термин уже сейчас. Гениальность подразумевает влияние на будущее развитие той области к которой себя применяет «кандидат в гении». Если спустя хотя бы десяток лет (а как правило выжидать приходится по полвека) окажется, что акционизм пошёл по тому пути, который сейчас прокладывает Пётр Павленский — тогда безусловно... Читать далее
Искусствовед, журналист  · 10 нояб 2015
И в дополнение к первому комментарию: если под гениальностью подразумевать, например, новаторство - то есть, предположить, что в нашей терминологии гении это Караваджо, Малевич, Пикассо или Ротко, то Павленский - пока не они. Он с удивительной точностью пользуется языком настоящего, то есть, языком уже существующим, используя вместо красок и холста - свое тело, свою... Читать далее
Если, безусловно, гениального Павленского и можно с кем-либо сравнить, то это м.б. Сорокин или даже Пелевин. А все... Читать дальше
Массажист, кальянщик, Музыкант  · 12 янв 2018

Поджечь двери главного офиса ФСБ - это протест против режима, очевидно. Это вызвало сильный резонанс, хотя как итог никакого обвинения в экстремизме ему предъявлено не было. Он очень смел, крайне неглуп, более того, даёт помимо зрелища и пишу для размышления. После перформанса с горящими дверьми я его зауважал.