Почему в школьной программе нет современной литературы или литературы менее каноничной, так ведь можно привить любовь к чтению у молодежи?

681
2
0
8 ноября
23:09
ноябрь
2015

Потому что школьная программа архаична. Она досталась нам в наследство от советских времен, когда считалось, что школьнику необходимо в первую очередь изучить канон произведений, которые вдобавок «правильной» идеологической трактовке. Просветительский пафос здесь уживался (или боролся, зависит от взгляда) с политическим. У этой системы после отхода, хотя бы номинального, от идеологизированного чтения, есть плюсы (школьники действительно изучают основные произведения русской классики, с поправкой на узость отбора) и минусы (чем дальше, тем сложнее школьникам читать старые тексты, написанные архаичным языком и посвященные архаичной проблематике; это значит не то, что эти тексты стали плохие, а то, что их преподают в отрыве от исторического контекста и, возможно, слишком рано). Существуют различные предложения о том, как преподавать литературу в школе: от идеи читать курс «задом наперед», начиная с новейшей словесности (такую мысль высказывал филолог Дмитрий Бак) до объяснения принципов литературы на примере текстов, которые могут быть близки школьникам в силу возрастной проблематики (см. статью Дмитрия Кузьмина: russ.ru). К сожалению, в силу консервативности школьного воспитания и новой его идеологизации пока что о таких экспериментах в государственном образовании придется забыть.

Лев ОборинОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
24
0
ноябрь
2015

Добавлю к отличному ответу Льва, что современная литература, хотя и в очень небольшом объёме, всё же входит в программу российской школы. Но отводимое на неё время намного меньше тех часов, которые выделяются для классиков XIX века и советских авторов. Подробнее отвечал здесь thequestion.ru

Вячеслав БабайцевОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
15
0
ноябрь
2015

Считаю, что школьники должны читать в принципе, но не по программе, а по интересам. То есть из школьной библиотеки ученик выбирает книгу, читает, по прочтению оценка формируется из краткого пересказа и изложения сути прочитаного. Причем прочитаному не обязательно быть художественным произведением, потому как к классике большинство созревают только к юнности, к 18-25 годам. Мне лично в школьное время больше нравилась научно-популярная и историческая литература, классикой увлекся позже, пришлось перечитывать школьную программу, зачем же я тогда тратил на нее время в школе? Жалею о том, что мог бы провести уроки литературы с пользой и интересом при нужном подходе со стороны минобразования.

3
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта