Дмитрий Гук
ноябрь 2017.
1888

Когда и где впервые появился образ Смерти как «Мрачного жнеца»?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
13
6 ответов
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

В одиннадцатой книге произведения немецкого теолога XII века Цезария Гейстербахского "Беседы о чудесах" происходит примечательный в контексте вопроса диалог. Ученик спрашивает монаха о том, действительно ли смерть представляет собой некое существо, ведь не зря же художники изображают ее в виде человека с косой в руках. Надо упомянуть о том, что образ "Мрачного жнеца" вовсе не был "каноническим" изображением смерти в Средние века - ее также изображали в виде всадника, полуразложившегося трупа или даже демона (Штуттгартская псалтырь, IX в). Однако приведенный выше вопрос ученика свидетельствует о крайней популярности именно образа человека с косой уже в XII веке.

Интереснее, впрочем, то, что монах в ответ не ограничивается развенчанием этого "мифа" и приводит данные о его происхождении. "...это лишь басня, которую исповедуют иудеи. Они верят, что существует особый ангел, которому поручено пресекать жизнь людей. Они приводят в пример десятую казнь египет­скую, когда ангел, посланный Богом, истребил всех первенцев египтян (Исх. 11-12)" (цитирую пересказ М. Майзульса nlobooks.ru).

Итак, теолог XII века напрямую отождествляет "мрачного жреца" с древнееврейским "ангелом смерти". В еврейской библии этот персонаж (или несколько персонажей?) фигурирует под именами Шахат ("Истребитель"), Машехит и Ддавэр и занимается, в соответствии со своим первым именем, массовым истреблением людей.

Однако более интересным в данном контексте представляется такой персонаж, как Самаэль (более известен его исламский "родственник" Азраил), выполняющий, в том числе, многие функции Сатаны в талмудическом иудаизме. Позволю себе процитировать "Энциклопедию еврейской демонологии": "Он является... ангелом смерти, приходящим за человеком в его последний час. Самаэль в образе "малах а-мавет", ангела смерти, представляет собой ужасную черную фигуру... Ангел смерти держит в руках иззубренный нож, с которого стекают три капли яда, и приходит он только за грешниками. (gumer.info)". Действенные способы поправить финансовое положение Как заставить деньги работать?Как научиться экономить?Блогинг — способ заработать или хобби?

Похоже, наше расследование привело нас очень близко к цели - если заменить иззубренный ядовитый нож на косу - более знакомое средневековому европейскому обывателю орудие - перед нами ни дать ни взять старый добрый "Мрачный жнец". Даже если на самом деле Самаэль/Ангел Смерти и Мрачный жнец/Смерть это два разных персонажа, в какой-то момент они (вновь?) слились воедино - например, самая, пожалуй, известная картина, посвященная Ангелу Смерти изображает некий гибрид - существо с внешностью и наклонностями ангела, однако облаченное в черный балахон и сжимающее в руках косу (pinimg.com), а Эдгар Алан По называет Смерть не иначе, как Азраилом.

Если принять результаты наших рассуждений за истинные, то ответом на вопрос о первоисточнике будет: "Талмуд". Вопрос же о том, в каком именно источнике впервые появляется "каноническое" изображение "Мрачного жреца" вряд ли может иметь ответ по причине того, что трудно назвать какое-либо конкретное изображение каноническим. Мужчина? Женщина? Скелет? Бледный человек? Лицо, скрытое под балахоном? "Мрачный жнец" в каждой культуре свой - это и голландский "дядюшка Гейн", и французский "Курносый", и бретонский "Анку", обладающий, пожалуй, наиболее яркой индивидуальностью "Мрачный жнец", обязанности которого исполняет последний в году мертвец в приходе. (msu.ru).

25
Прокомментировать

По поводу старухи- не скажу.
Обычно смерть изображается именно как скелет. Что может быть символичней, когда дело касается смерти людей.

Но я читал где-то, что такое изображение смерти(в плаще и с косой) пошло после эпидемии чумы. Тогда лекари ходили в черных балахонах. А трупы, чтобы не трогать руками- перемещали с помощью подручных средств, в том числе и косами.
И, так как средневековая медицина ничего противопоставить чуме не могла, их появление считалось началом эпидемии, символом неминуемой смерти.

6
Прокомментировать

Смерть в виде скелета, если я не ошибаюсь, появилась в районе XIII-XIV веков в Европе. Это связано с появлением сюжетных гравюр "Пляски смерти". Суть таких сюжетов в подчеркивании бренности земного бытия: все смертны одинаково - крестьяне, рыцари, знать, купцы как один водят хоровод ("пляшут") вокруг единой Смерти или идут за ней длинной процессией.   

Не смотря, что "Пляски смерти" прямо были связаны с христианским мировоззрением, это было скорее проявление городской культуры, чем религиозной. Этакие мистические фантазии художников и публицистов того времени, которые во многом стремятся посмеяться над смертью, а не напугать ею.  Смерть в этих сюжетах не была персонифицирована (не было имени или отождествления с неким духом, богом смерти), хотя и имела личностную окраску - обманщик, шулер, который смеется над "этими глупыми людишками". 

Сюжеты из гравюр перешли в литературу и скульптуру. Там уже образ развивался, появлялись элементы одежды, аксессуары - барабаны, меч, корона, музыкальные инструменты и много чего еще. Черный плащ и коса появились уже в более позднее время, если не ошибаюсь, вместе с именем Grim Reaper.  Это XIX век.  Просто в это время начиналось формирование массовой культуры, в результате простой и понятный образ быстро размножился по всей Европе и легко прижился.

3
Прокомментировать
Читать ещё 3 ответа
Ответить