В СССР слово "шансон" еще употреблялось в своем исконном и верном значении - французский городской романс.
www.youtube.com/embed/dRNA2j2_I7E?wmode=opaque
То, что называют "шансоном" в современной России, было невероятно популярно и делилось на два жанра - блатняк и кабак. Блатняк - авторские песни про уголовные реалии - распространялись на бобинах и кассетах и на концертах не исполнялись как идеологически неверные, разве что на квартирниках.
www.youtube.com/embed/fBaTNdsK4Ag?wmode=opaque
Кабацкие песни эстрадного жанра пели в кабаках, но тоже не на концертах, потому что это считалось мещанством и безвкусицей. Хотя принципиальной разницы между ними и официальной эстрадой вроде Лещенко не было.
www.youtube.com/embed/ttFnlo7JIsw?wmode=opaque
В Перестройку при посредстве эмигрировавших певцов блатняка Токарева и Шуфутинского, которые пели блатняк в иностранных кабаках, эти жанры смешались и превратились в то, что сейчас в России называют "шансоном".
Я вас разочарую, но "шансон", а-ля "Владимирский централ", в СССР существовал исключительно в среде осужденных, да и шансоном не назывался.
Шансон это Эдит Пиаф, Джо Дассен, Жорж Брассенс, ну и в конце концов Милен Фармер это то же шансон.
Пиаф и Дассен были безумно популярны в СССР, выходили пластинки, а по рукам ходили копии с кассет, да и сейчас популярен, послушайте ретро радио, или авто радио.
Вы ошибаетесь на счет неисполняемости блатняка на концертах. В тридцатые годы он оень даже исполнялся и издавался на пластинках. Диски с "Муркой", или "Гоп со смыком" расходились, как бестселлеры. Даже в Кремле, перед Сталиным, Утесов под овации исполнял "С одесского кичмана бежали два уркана". Сталин, и многие другие представители советской элиты из старых революционеров-подпольщиков были очень близки к духу криминального мира, а во многих случаях даже имели уголовное прошлое, так что эта музыка была очень популярна, и вполне официальна. Вытеснять шансон с эстрады начали только в шестидесятые, когда поколение старых лихих большевиков-авантюристов уже сменили унылые аппаратчики, но и после этого его никогда жестко не прессовали, в сравнении, скажем, с роком или с джазом.
Шансоном русский блатняк действительно тогда не назывался, этот термин вошел в обиход, кажется, лишь к концу 90-х, но популярен этот жанр был не только в среде осУжденных, а повсеместно. Блатняк/шансон - к которому относятся и песни Высоцкого, на минуточку, - слушали тогда и работяги, и интеллигенты. Это была такая фига в кармане в адрес советской власти и насаждаемой ей официальной уныло-благостной эстрады.