Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Насколько птицы опасны для гражданских самолетов?

ТехникаСамолётыКатастрофа
Соня Лебедева
  · 2,4 K
Специалист по безопасности полетов, бывший командир воздушного судна  · 20 авг 2019

Птицы опасны, ответ простой. Вообще в авиакомпаниях попадание птиц в планер, двигатель самолета, является одной из самых дорогих и накладных статей расходов. При попадании в двигатель нескольких птиц, а особенно стаи, происходит отказ двигателя со всеми вытекающими отсюда последствиями. Конечно, они опасны, но не в такой мере, что они бы могли постоянно вызывать катастрофы или очень серьезные происшествия. Просто это в основном очень большие затраты: на замену запчастей, двигателей. За этим следуют задержки и срывы рейсов, в основном это все финансовые затраты. Бывает, что если птица попадает в двигатель, то у приборного оборудования показания очень плохие, и часто его приходится даже выключать: появляется вибрация и многое другое.

Есть орнитологические службы, которые пытаются уберечь самолеты или отпугнуть птиц, но это не всегда получается. Пилоты изучают миграцию птиц. На каждом аэродроме определена миграция, утренняя и вечерняя, все это изучают и смотрят. Есть локаторы, которые двигают большие стаи птиц. В основном это все.

Повреждения не фатальные: нет возгораний двигателя или полного его отключения. Приходится произвести какие-то замены лопаток двигателя, но в целом нет, это явно не фатально.

Я считаю, что сравнивать посадку А321 с «Чудом на Гудзоне» не стоит, потому что посадка на воду – из серии самых тяжелых в авиации. А здесь у нас отказ двигателя произошел на взлете и нужно было просто выполнить процедуры, принять мужественное решение, выбрать направление посадки и выполнить все по инструкциям. Думаю, что все это отработано на тренажерах, всему этому пилоты обучены, и я особенного героизма здесь не вижу.

Посадка на воду — одна из самых тяжелых, потому что вода — несжимаемая жидкость. Плюс ко всему, волнение. Еще очень сложно выдержать направление, чтобы самолет не развалился. Бывает что-то типа ветровой, большого кремня, которые цепляются за разные части самолета и происходит разваливание самолета на большие куски со всеми вытекающими последствиями. На земле такого не происходит. Там можно посадить самолет на шасси, на воду садятся всегда без этого. Плюс направление ветра бывает разным. Тут очень много нюансов.

Почему А321 сажали не на шасси, сейчас уже можно долго обсуждать. Я пока не понял, на какую высоту они смогли подняться после взлета и была ли у них возможность выпустить шасси, потому что там тоже нужно от 5 до 7 секунд, чтобы шасси встало. И командир экипажа намеренно сажал без шасси, чтобы было меньше сопротивления. Он принял такое решение. Можно было сажать и на шасси, это все-таки земля. Возможно даже, сейчас можно предположить, что если бы более-менее повезло и была бы более твердая поверхность, например, пахота или что-то такое, то шасси бы со временем сложилось, конечно, но фюзеляж был бы более сохранен.

Стоит взглянуть на вопрос также и с обратной стороны - насколько самолеты опасны для птиц?..