Правда что , коммунисты во времена СССР, боялись выпускать творческую интеллигенцию за заграницу?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться

Тащемто так оно и было. Дело в том, что оказавшись за границей (за исключением "братских" стран соцлагеря), эта (равно как и техническая) интеллигенция хорошо и регулярно скипала из страны, или прося политического убежища, или просто оставаясь. Потому что за кордоном и свободы было побольше (во всяком случае, после WWII), и бабло, если ты специалист в своём деле, реальное срубить. А В.И.Ленин так вообще ведущих философов посадил на знаменитый "Философский пароход", и отправил с глаз долой (после ознакомления с предметом "История и философия науки" отношусь к этому шагу несколько снисходительно+эти философы, зато, не попали позже под репрессии).

Вообще, где-то в первой половине 1920-х годов покинуть СССР было не так уж сложно. Но как И.В.Сталин утвердился хорошо и плотно, то лавочку прикрыли. Хотя, заодно это связано и с тем, что осознали, какая может быть утечка мозгов из "счастливой" "Страны Советов". 

13
0

К слову, в том же 1922 году, когда за рубеж был отправлен "философский пароход", в РСФСР приняли новый уголовный кодекс. Так вот там в качестве одной из мер наказания была прописана высылка за пределы страны на определённый срок или бессрочно. То есть властями отъезд за границу воспринимался как этакое "изгнание из рая".

+2
Ответить

Не все, конечно, становились или могли стать невозвращенцами, но все начинали сравнивать, обсуждать.

+1
Ответить
Прокомментировать

Ну не так страшен чёрт как его малюют! В СССР огромные творческие коллективы ЕЖЕГОДНО выезжали на длительные гастроли за границу и практически никто не сбегал. Ансамбль Моисеева, Ансамбль Александрова, Ансамбль Берёзка - это коллективы, вместе с оркестром, под  200 - 250 человек. Симфонические Оркестры и Оркестры Народных Инструментов. Кукольный Театр Образцова выезжал в год по несколько раз и никто не оставался. Я уже не говорю про Большой Театр, где часть труппы с одним или двумя спектаклями ПОСТОЯННО находились за границей.

Люди творческих профессий хоть и производят впечатление немножко ёб...тых, но на самом деле голова у большинства варит будь здоров. И после первого опупения от заграничных пейзажей, витрин магазинов и желания немедленно сдаться проклятым буржуинам со всеми потрохами, наступает неотвратимое отрезвление - где я буду жить? как я буду зарабатывать? кому я здесь нужен? что будет с моими родственниками на родине? как я выучу язык??? и ещё миллион подобных вопросов и идея "остаться" отпадала сама собой. И ещё надо учитывать идеологическую обработку каждого "путешественника". Тебе внушалось ежеминутно что "остаться" - это предать Родину. Это почти то же самое что во время войны перейти на сторону фашистов. А ты готов стать ИУДОЙ??? Предать тех кто тебя выкормил, одел-обул и научил уму-разуму? Нет, оказывается, не готов! Это сейчас, через 20 лет после социализма, вся эта идеологическая болтовня воспринимается как дурость и идиотизм, а тогда это было очень серьёзно. Поэтому, по большому счёту, на Западе оставались считанные единицы - Нуриев, Барышников, Годунов и ещё примерно десяток менее известных артистов и всё! Девяносто девять процентов артистов спокойно возвращались из капиталистического рая, привозили чемоданы подарков и с нетерпением ждали следующих гастролей.

0
0
Прокомментировать
Ответить