Сергей Цицин
15 августа 15:19.
76

Отчего в современной русской литературе не может появиться роман в русле романов золотого века – условно новые Анна Каренина, Идиот, Отцы и дети, Мертвые души? Никто не умеет писать?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
6 ответов
Поделиться

Оттого, что тот, кто смотрит в прошлое, никогда не сделает ничего равного тому, что делали тогда. Никому не нужен новый "Идиот", так как уже есть старый. Никто не будет читать новую "Анну Каренину". Можно подражать Толстому, как клоны Элвиса подражают Элвису, но нельзя стать им. Мир меняется, люди меняются, литература уже о другом. Каждому времени свои шедевры. Спустя полтора века наши потомки будут вопрошать - "неужели никто сейчас не способен написать что-нибудь вроде "Чапаев и Пустота?"", не замечая своих "Толстых" и "Пелевиных". 

Андрей Говорунотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
9
-3
Прокомментировать

Хороший, кстати, вопрос.

Роман, то есть большая литературная форма, был популярен в России в 19 веке. В 20-м он "понизился" до повести, а сегодня новые романы редко вызывают массовый интерес. Почему? Ответом могла бы стать мысль о крахе больших форм в эпоху постмодернизма, но ведь, например, на Западе тоже постмодернизм, но романы пишутся и покупаются. И даже мы их читаем в переводе.

Вариант "культурная катастрофа" уже прозвучал прямо или косвенно в других ответах на данный вопрос. Я бы отчасти согласился. Но давайте разберемся с этим утверждением.

Первое. Сам по себе навык письма или даже так - длительного письма - есть у многих. Современные люди, что бы ни говорили скептики, пишут больше, чем их предки в 19 веке. Однако для создания романа нужны риторические, философские и эстетические компетенции. А вот с ними проблема. Почему - отдельный разговор.

Второй момент. Для человека 19 и даже первой половины 20 века сама в целом была понятна структура и композиция романа. Романов было много, авторов - в разы больше. Но в СССР писательство было выведено в резервацию и стало закрытой элитарной профессией. Для получения права работы со словом нужно было иметь диплом, что существенно ограничивало круг желающих. Власть контролировала авторов, пресекая живые ростки. В образовавшемся вакууме постепенно утрачивались навыки создания композиций. Стало непонятно, откуда брать сюжеты и чем наполнять содержание. Да и желающих поуменьшилось.

Третье. Все это можно было бы компенсировать молодыми талантами, но вот беда, сегодня писательством на жизнь очень сложно заработать. Читатели покупают в основном лёгкую литературу, издательства платят смешные деньги, а кушать хочется каждый день. Опять же интернет, много бесплатного чтения, виртуальные библиотеки и и.д.

Там где утрачена традиция, ее очень сложно восстановить. Но сложно - не значит невозможно. Давайте не будем торопиться хоронить русскую литературу. Неизвестно, что будет завтра, быть может, мы ещё удивимся сами и удивим мир.

4
0
Прокомментировать

Давайте изменим постановку вопроса: появятся ли в русской литературе тексты, сопоставимые по культурному влиянию на развитие общества с романами "золотого века". Да, это возможно. Возможно, что они даже превзойдут их по этому показателю, благодаря новым технологиям распространения и созданию на их основе фильмов, игр и других медиа.
Запрос на худлит в России есть. Мой журнал отнюдь не в лидерах популярности Дзен, но даже у нас месячная аудитория колеблется от 100 до 150 тысяч читателей. А в целом миллионы людей в России читают прозу в электронке и бумаге. Что мешает появлению новых шедевров? Я думаю, что главная причина - неготовность крупнейших мастеров российской прозы повернуть от интеллигентской тематики к исследованию тем, интересующих читательские массы. Грубо говоря, современный шедевр должен помимо глубокого содержания обязательно быть обернут в яркую остросюжетную форму и написан простым и понятным для всех языком. Тогда будет прорыв.
Но важно и другое: литература 19 века была тесно связана с общественными проблемами. "Собор Парижской Богоматери" Гюго вообще написал как рекламную агитку в рамках кампании против сноса этого памятника архитектуры. Представляете масштаб? Гениальное творение имело на самом деле сугубо прикладную общественную цель. Как только писатели поймут необходимость возврата к жизненным проблемам народа, народ их сразу поймет и примет как родных. Я в этом уверен на 100%.

Николай Сосновотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
0
Прокомментировать

Уникальность русской классической прозы 19-го века в сочетании тщательной проработки характеров с открытостью глобальным проблемам. Религиозным, социальным, нравственным и т.д. Этого никогда и нигде больше не было. Модернистская проза первой половины 20-го века была сопоставима по уровню, но сильна другим. Может, когда-нибудь, снова что-то соизмеримое появится. А писать сейчас как раз многие умеют....  

1
0
Прокомментировать

Вопрос: зачем?

Зачем современный плагиат старого? Зачем снова история по типу Отцы и Дети? Зачем Бедные Люди? Классика актуальна и сейчас. Тем более нужно так же красиво и интересно написать, а это куда сложнее.

Да и честно сказать многие темы классики раскрываются в современной российской литературе. Да, кусками, но раскрывается.

А намеренное «Отцы и дети. 21 век» писать не нужно

2
-2
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить