David Malko
13 августа 16:38.
1069

Зачем утверждать, что существует единый Бог, если богов 28 миллионов?

Ответить
Ответить
Комментировать
18
Подписаться
4
4 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Платон в Республике, описывает смысл веры как инструмент для принудительного решения этических разногласий, не имеющих объективного решения.

Многобожие подразумевает равноправие мнений, толерантность и необходимость поиска объективных знаний как критериев разрешения споров, таких как нормы права и правовые процессы.

Единобожие подразумевает превосходство одного мнения, верных над неверными, нетерпимость к их мнению, к их правам и в результате к ним самим.

И закон и вера устанавливаются в интересах сильнейших, но закон - прозрачен и позволяет избежать омерщвленных затрат (усилий, не приводящих к ожидаемому результату), неизбежных при изменчивом и непрозрачном ручном управлении, обесценивающем любое планирование и делающим любую честную законную работу неэффективной. А только такая работа приносит синергетический эффект, не перераспределяя, а принося дополнительные блага.

3
-2
Прокомментировать

Чтобы понятно было откуда такое многообразие богов, и какое место занимает во всем этом верховный бог, можно рассказать на примере древней истории. Если кратко, есть теория, что все культы берут свое начало в Древнем Египте, откуда распространились по всему земному шару, сильно мутируя и видоизменяясь. Египет многие считают своеобразной кузницей культов, а Монотеизм - это некая эволюционная ступень любого политеизма. Так любой развивающийся политеистический культ в конечном итоге приходит к монотеизму. В Египте цивилизация существовала на протяжении многих тысяч лет, и сменилось 30 династий фараонов, примерно. 

Временные границы существования древнеегипетской культуры, принятые исследователями, охватывают период с середины IV тысячелетия до н. э. до IV век н. э.

Религия там прошла огромный путь и перепробовала все что могла. За все это время монотеизм как возвышался так и нивелировался в обществе. Были периоды, не только при Эхнатоне, когда идея единого бога обретала свое воплощение, так же как культ личности фараонов мог возвышаться до уровня живого бога. При этом у фараонов, представителей светской власти, часто шла грызня за влияние с кастой жрецов. Эхнатон как раз был убит в заговоре группой тамошних жрецов. Жреческая власть тоже часто возвышалась выше власти земного правителя фараона. Подробно тема была раскрыта еще в советских книгах по египтологии Коростовцева Михаила Александровича написанных в 70-тые годы. По одной из теорий, еврейский культ единого бога был как раз заимствован евреями у египтян, и эта теория выглядит достаточно логичной, учитывая, что евреи тогда почти не имели своей культуры и были народом, от которого вряд ли можно было ждать столь выдающейся революционной идеи. В то время она и не была так уж революционна. В египетской религии есть элементы, которые принято считать чисто христианскими, такие как идея воскрешения, возрождения, предание сакрального значения колосьям, понятие хлеба насущного, перехода из жизни земной в жизнь загробную, - это все очень часто встречается в египетской религии. Не говоря про эпитеты типа "солнце правды" и сам факт того, что во время написания Евангелий, хорошее образование для писцов можно было получить прежде всего в Египте. И сам символ крест вполне можно считать даже не столько египетским, сколько общенародным. Его можно встретить чуть не в совсем архаичные времена каменного века на каменных истуканах и петроглифах. Среди древних христиан крест стал почитаться не сразу, и его как раз отвергали из-за его чисто языческих корней. Первоначальным символом христианства был ихтиос. Это в целом нормальные процессы мутации культа, похожие просиходят с языком в лингвистике, но они не могут служить доводом в пользу происхождения одной религии из другой. В Египте очень много было всяких божеств, и время от времени их роль и значение менялось. Частично их культы передавались и видоизменялись среди других народов.

Во всех политеистических религиях всегда был главный бог, владелец пантеона. В то же время в некоторых древних религиях рассматривался и всевышний, единый бог, который выше богов из основного пантеона, но. Вот, например, у скандинавов:

Многие перевороты, испытанные народами, изменчивость судьбы их и дальние   странствования из одних мест в другие не допускали укореняться   священным преданиям во всей чистоте их. Эти предания смешались со   смутными воспоминаниями народов о прежней судьбе их; вражды, союзы,   сношения, соседство с другими народами имели то следствие, что народные   понятия о Боге пришли в слияние с религиозными понятиями других  народов,  особливо несколько сходными между собой. Так, мифы древнего  Севера и  религиозные сказания носят свойства разновременного  происхождения от  разных народов. Allvater, общий отец, Всеотец —  имя, означавшее  у норманнов высочайшего из богов. Великий и сильный,  он создал небо,  землю и все живущее там; время не имеет никакого  влияния на него. «Не  знали, где его царство, но верили, что он  управляет всем на земле и в  воздухе, небом и небесными телами, морем и  ветрами».Можно думать, что христианство имело участие в рождении такой  мысли;  однако ж она не чужда была времен владычества, подобно понятиям  дикарей  Америки о великом Духе славян о высочайшем Боге. Благородный  исландец,  Торкель Мане, почувствовав приближение смерти, велел вывести  себя на  солнце, посмотрел на небо и поручил себя Богу, создавшему это  светило.  Другой исландец, Торстейн Имгемундсон, дал обет Богу,  создавшему солнце,  потому что, по словам его, «он могущественнее всех  богов». И Харольд  Харфагр клялся «богом, который создал его и управляет  всем».
     Он — «Сильный, Всевышний», о котором с какой-то таинственностью поет ворожея Хюндла, что, когда боги падут,

Но будет еще сильнейший из всех,
имя его назвать я не смею;
мало кто ведает,
что совершится следом за битбой
Одина с Волком.

При этом имеется в виду не Один, а некий бог, который настолько могущественен, что его не внесли в пантеон, и ему не поклоняются. Аналогичные идеи, если глубоко копнуть, есть и у эллинов, и у народов Америки, и практически везде по всему свету. Так что в целом идея единого бога такая же древняя, как сама религия. 

Сама по себе теория о Египте как о "кузнице культов", которые оттуда  распространилась по Междуречью и дальше по всему миру, достаточно  спорная и обычно не принимается ортодоксальными представителями религий. Товарищи из Индостана, например, воспринимают как оскорбление теорию, что завоевание ариев из Ирана положило начало их многочисленным божествам таким как Индра, Варуна и тысячи других а так же самим ведам. Брамины делают упор на древность Хараппской Цивилизации и утверждают, что их культура возникла самостоятельно, и не получила существенных  изменений при завоевании ариев. В качестве всевышнего бога по Веданте фигурирует Ишвара, который по описаниям почти тождественен единому богу в авраамических религиях. Так же коренные жители Америк утверждают, что их религия и тамошние божества носят самостоятельный  характер, что частично доказалось археологическими находками, на тему  того, что индейцы жили в Америке до переселения из Сибири. Понятное дело, что иудеи и христиане тоже не хотят слышать о теории заимствования ЯХВЕ у египтян. 

Многообразие богов и их разновидностей - это просто свойство религии. Так и христианский бог все время дробится, делится на ипостаси, его полномочия делегируются между всякими святыми, которым молятся вместо него. Это процесс примерно как в шоу-бизнесе, когда количество звезд на Аллее славы Голливуда постоянно увеличивается. Вопрос какому конкретно поклоняться и какого из богов считать истинным - это тоже самое, что вопрос какую звезду Голливуда любить больше и кому.

1
0
Прокомментировать

Ну каждый из поклонников этих богов (аж 28 миллионов напридумано? Интересно ссылочку увидеть - как-то многовато) считает своего бога истинным и единым, и что вас в этом удивляет. В данный момент самыми влиятельными из богов являются Иегова и Христос (Бог-отец и Бог-сын), но с ними борется (в ряде случаев - успешно) Аллах. А "все остальные в тени, ну извини".

0
0

То есть, самыми влиательными? Вы соглашаетесь с тем, что в мире существует больше, чем одного Бога?

0
Ответить

Понятия не имею, я агностик. По факту - в современном мире вот так.

0
Ответить
Ещё 2 комментария

Вы также не имеете понятия, существует ли Дед Мороз?

0
Ответить

Существует, как и Микки-Маус, и Буратино )))

0
Ответить
Прокомментировать

Ну их гораздо больше, если честно.

Каждая религия стремится увеличить свои сферы влияния и количество своих последователей, а для этого нужно оторвать последователей от других религий. Христианство отрицает всех богов, кроме одного Всевышнего. В Исламе нет бога, кроме Аллаха. И так далее

3
-8

Каждая религия стремится увеличить свои сферы влияния 

Это фактически неверно. Большинство религий не занимается прозелитизмом ни в каком виде, в некоторых общинах он в принципе запрещен.

0
Ответить

Сферы влияния можно увеличивать не только экстенсивно, например, сосредоточившись на узком круге самых влиятельных лиц или заняв особое положение в других религиях.

0
Ответить

Ох, елки.

Количественно, большинство религий региональны, и не могут прозелитировать даже теоретически, поскольку их верования привязаны к конкретным этническим группам, особенностям местности, климата, языка и т.д.

Прозелитирующих религий всего несколько штук. Народных и региональных - 4 тысячи.

Какие нахер влиятельные лица и положения в других религиях? 

0
Ответить
Ещё 3 комментария

Националистические религии еще более властолюбивы, требовательны и нетерпимы и претендуют на всецелую и неколебимую власть над всей нацией. Напримет, многим диаспорам наруку даже национализм, расизм и антисиметизм, который препятствует ассимиляции и заставляет всех держаться общины.

0
Ответить

"Националистические религии" — это термин, который вы только что придумали.

Вы не владеете темой.

-1
Ответить

Ваша тактика коммуникации проигрышная. Не лезьте в бутылку.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить