Aleksandr Simonov
ноябрь 2015.
13125

О каких правилах пунктуации не рассказывают на уроках русского языка в средней школе?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
30
2 ответа
Поделиться

В школьных учебниках действительно рассказывается не обо всех пунктуационных правилах. Например, в школе учат, что в сложноподчиненном предложении ставится запятая между главной и придаточной частью («Я не знаю, почему девушка не пришла на свидание»), но не упоминают, что запятая опускается, если придаточная часть усечена до одного только союзного слова («Девушка не пришла на свидание и не объяснила почему»). Учат выделять вводные слова («Например, в школе учат...»), но не рассказывают, что вводное слово не отделяется запятой от обособленного оборота, в начале которого находится («Мы решили куда-нибудь съездить вместе, например в Прагу»).

Таких примеров можно привести довольно много. По словам профессора Натальи Борисовны Кошкарёвой, председателя Экспертной комиссии Тотального диктанта, примерно одна четверть правил пунктуации, зафиксированных в справочниках, не отрабатывается в школьных учебниках. Эти правила относятся, конечно, к периферии.

В этом нет ничего страшного, ведь и на уроках биологии не сообщаются все сведения, известные академикам, и на школьных уроках физики не готовят докторов физико-математических наук. Так же обстоят дела и с уроками русского языка: задача школы – дать базовые сведения о русском языке и правописании, а не подготовить профессиональных редакторов и корректоров. Чтобы стать специалистом в области русского языка, надо учиться дальше - как и для освоения любой другой профессии.

Владимир Пахомовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
110
-4

Разве "Девушка не пришла на свидание и не объяснила почему" это не сложносочиненное предложение с пропущенным словом "она"?

-2
Ответить

Не могу с Вами согласиться. Русский язык должен преподаваться в школе максимально полно. Химия или физика может и не пригодиться потом, а вот на родном языке нужно писать грамотно всегда.

+10
Ответить

Евгений, а потом эти люди, которым в жизни не пригодились естественные науки, не видят разницы между молекулами и простейшими.

+11
Ответить
Ещё 5 комментариев

Григорий, даже если слово "она" не пропускать, запятая перед "почему" всё равно не нужна. Автор ответа имел в виду придаточное, состоящее из этого одного слова.

+3
Ответить

Григорий, "Девушка не пришла и не объяснила" - пока что это вообще простое предложение. Сложным оно становится уже после слов "не объяснила": например, "...не объяснила, почему так получилось".

+1
Ответить

Антонина, не переиначивайте мои слова. Те азы естественных наук, которые преподаются в школе, обязательны для понимания, в этом нет никаких сомнений. Я болезненно отношусь к инициативам "облегчить" школьную программу. И я абсолютно убежден, что русский язык должен преподаваться в школе максимально полно.

0
Ответить

вообще, этому учат

+1
Ответить

Девушка не пришла, но кончил я семь раз.

+3
Ответить
Прокомментировать
  1. В предложениях на стыке запятой и тире сохраняются оба знака, тире не поглощает запятую. Запятая ставится затем, чтобы разделить предложение на смысловые куски; и если этот обособленный фрагмент до тире можно опустить без потери смысла, значит перед тире нужна запятая.

Самовары, партию которых мы заказали из Тулы, — самые долговечные. То, что их нет в наличии и доставка займёт несколько недель, — не проблема.

Нередко отсутствие запятой перед тире порождает двусмыслицу, т.к. непонятно, к какой части предложения относится фрагмент после тире.

  1. Двойные кавычки. Если в закавыченном фрагменте текста необходимы кавычки, то следует использовать их другого вида. В российской печатной типографике распространены кавычки-«ёлочки», в письменной — в основном используются „лапки“ (кстати, такие “лапки” в ходу за рубежом и встречаются на устройствах экосистемы Apple). Считается, что „лапки“ необходимо ставить внутри «ёлочек». Поэтому не должно быть никакого “поглощения” кавычек на их стыке: ООО «Фабрика „У меня лапки“», а написания вида ООО «Фабрика «У меня лапки» некорректны.

  2. В предложении возможно только одно двоеточие, там, где необходимо поставить второе, употребляется тире.

10
-1

О первом правиле рассказывали. Второе интересно, раньше не обращал внимание. По поводу третьего не очень понятно: каково назначение этого правила?

+1
Ответить

Всегда соблюдаю первое правило и всегда считала себя единственным на свете динозавром, который про это помнит. Оказалось, не единственный :)

+2
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью