Robert Kukharskyi
август 2019.
8125

Почему бог О́дин это мифология, а бог теперешнего христианства и Иисус это не мифология? Кто так решил и почему?

Ответить
Ответить
Комментировать
5
Подписаться
5
11 ответов
Поделиться

Все очень просто. Мифология -- это часть религии, соответственно и Один персонаж мифологии и Иисус Христос. Только они персонажи разных мифологий. А эти разные мифологии присутствуют в разных религиях. 

Что отличает мифологию от фольклора? Время написания? Нет, время написания не всегда равно времени создания. Структура? Нет, иной раз структурно фольклор полностью совпадает с мифом. Целостность сюжета? Да ну нет, у всей мифологии не один сюжет, что бы там литераторы не говорили. Поздние Христианские вставки? Нет, иной раз в фольклоре их нет, а в мифе они есть. Так в чем же отличие? 

На самом деле разгадка лежит на поверхности (я вон на википедии ее нашел, когда искал, никто просто не задумывается). Миф -- это то, во что люди верят. Миф становится фольклором, когда вера превращается в неверие. Когда похождение Геракла становятся не фактом, а сказкой. Даже если мы берем отрицательную коннотацию слова, например: "То, что Земля плоская -- это миф", все равно это является мифом, потому что кто-то в это верит (есть такие, да). Из этого можно сделать несколько простых выводов.

Мифологическое мировоззрение предполагает веру в мифы. Вот как у христиан -- они верят, что Иисус буквально жил и вознесся на небеса. Так написано в их сборнике мифов (Библия). Когда миф становится сказкой -- он перестает быть мифом и переходит в разряд фольклора. Именно поэтому фольклор собирали и собирают гораздо позже записывания мифов. Фокус в том, что когда этнографы собирали фольклор, люди его рассказывающие уже в мифы не верили, и передавали их как сказки и легенды. Сейчас есть люди, которые верят в то, что Один девять дней висел на Иггдрассиле и обрёл мудрость? Да, соответственно это не только фольклор, но ещё и мифология. 

При этом в каждой религии есть своя мифология. Представители некоторых религий от этого отнекиваются, мол: "У нас не мифология, у нас факты", и чем больше они пытаются доказать фактичность своих мифов, тем больше подтверждают что это мифы (ведь они безоговорочно в них верят, как и положено верить в мифы). 

Скажу больше, Новые Религиозные Движения тоже бурно обрастают своими собственными мифами, прямо натуральной мифологией (но это к теме вопроса не имеет отношения, просто к слову пришлось). Из чего я и делаю смелый вывод выше, что своя мифология есть в совершенно каждой религии, как обязательная её часть.

25
-7

Хорошо, но всё-таки есть какая-то путаница в мифах и сказках.

0
Ответить

Мифология -- это часть религии

Миф шире религии. 

Так, например, миф о том, что американцы не были на Луне является межкультурным мифом не имеющим отношения к религиям, хотя и взаимодействующим с некоторыми религиозными культами.

+3
Ответить

Андрей - разумеется. Точно так же двигатель внутреннего сгорания является частью автомобиля, хотя встречаться не только в автомобилях. Так же и миф, хоть и является компонентов религии встречается (и каждый день создается) множество мифов к религии отношения не имеющих. Но с одной ключевой особенностью - миф это то, во что верят.

+3
Ответить
Ещё 3 комментария

Извините за много комментариев, осваиваю мобильную версию, а её явно собирал комбинат "Шайтан-машина inc"

0
Ответить

Да, надеюсь это все поправят. Сейчас, кстати, пользователи сами могут свои комменты удалять.

Ну, я, да, наверное, зря вообще зацепился за слово. 

Вопрос следовало бы задать -- почему в Зевса не верят, а в Иисуса верят.

Миф -- в данном вопросе уничижительное название неких взглядов. Что-то вроде сказки.

На мой же взгляд правильнее было бы Мифом называть 

совокупность абсолютных (сакральных) ценностно-мировоззренческих истин

Сказка -- может рассказывать мифы, может быть литературной формой, может быть следом заговоров и других культовых текстов.

Применение понятий Сказка и Миф в смысле "то что устарело и то, во что мы не верим" -- это ошибочная историческая традиция. 

Т.е. это ведет к тому, что открывая книжку "Мифы и легенды Древней Греции" мы настраиваемся на несколько поверхностный развлекательный лад. Вот мол что там болтали, почитаем веселые бабкины росказни. Хотя эти мифы имеют гораздо более глубокое значение и интерес. Мы можем увидеть мир, его смыслы глазами тех людей.

+2
Ответить

У слова "миф" много значений, что вносит путаницу при применении этого слова. Самое общее определение мифа это "слово", как и у логоса (обыденное, предметное слово), и у эпоса (слово о героях). Миф - это отнюдь не сказка или ложь, а сакральное слово, или, по А.Лосеву, сакральное имя. Так что ничего оскорбительного в этом слове нет и для верующих. Христос - это сакральное имя, следовательно, слово о нем - миф. А далее начинается толкование, экзегетика, которая переводит сакральное  слово (и тайное знание) на доступный городу и миру язык логосов. Так создается и богословие, и керигма, или проповедь. Поэтому, когда сюжеты и образы Писания понимаются буквально, то это ошибочный подход к тексту, чего, к сожалению, не понимают и священнослужители, которые керигму - объяснение Писания в проповеди - зачастую сводят к нравоучениям самого примитивного уровня, а до толкования архетипов Писания (от непорочного Рождества до Вознесения) даже и не добираются.  Что же говорить о рядовых верующих, которые, как правило, под влиянием атеистической пропаганды отождествляют миф с ложью? Точно так же не надо путать миф религиозный с идеологическим мифом, который тоже не ложь, но процесс выражения сложной доктрины в доступных массам клише. Но это уже другая история.

+1
Ответить
Прокомментировать

Потому что мифология многозначное слово. В научном и безоценочном смысле то и другое мифология, словосочетание "христианская мифология" вполне обычно. Но в вульгарном смысле мифология - это ложь, байки, поэтому носители живой религии могут возмущаться.

Юрий Тихонравовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
8
0
Прокомментировать

Вообще-то бог Один - вполне себе объект культового почитания, даже в отрыве от историй о нём. Миф - это греческое слово, под ним подразумевается эпос (тоже греческое слово) о деяниях богов. Мифология - это свод мифов. В конце прошлого столетия было популярным убеждение, что переход от язычества к христианству является также переходом от мифологии к теологии как к более сложному знанию. Теология вместо мифологии. В этом, видимо, ответ на заданный вопрос. Сейчас это уже требует некоторых корректив.

Плюс сложилось вульгарное определение мифа. Миф часто понимают как популярное убеждение, не соответсвующее действительности. "Христос как миф" не обязательно означает отрицание его существования, это может быть также собранием убеждений, не соответствующих канону.

Артём Тюринотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
0
Прокомментировать

Потому что христианство пока еще не превратилось в мифологию. Но уже начинает превращаться, поскольку появились литературные произведения, в которых с библейскими событиями авторы обращаются так же, как раньше другие писатели обращались с мифологией (в первую очередь, античной). "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова, романы лауреата Нобелевской премии Жозе Сарамагу "Второе Евангелие Иисуса Христа" (в нашем переводе - "Евангелие от Иисуса") и "Каин".

3
-2

Вы правы. Будущее России за мусульманством.

-8
Ответить

Врядли сунитским,черезчур уж там бурлит котёл.Лучше Суфийским,русский народ более склонен к подобному.

0
Ответить

И какое оно, это будущее? Иран N2?

0
Ответить
Прокомментировать

Так сложилось исторически. 

Разумеется, что ни один верующий и ни один церковнослужащий не примет и/или не признает, что библейский Бог такой же миф, как и Один или Зевс с Перуном. Более того, в каких-то моментах Бог ещё более мифичен, чем они, т.к. является полным вымыслом, оторванным от земной реальности. Языческие верования наделяли естественные силы природы, будь-то вода, огонь, земля, молния, Солнце сверхъестественным смыслом, потому что отчасти не могли их понять, а отчасти из-за благоговения перед их мощью и необходимостью для выживания человечества. Но эти силы природы реальны. Поклоняться Солнцу из-за того, что оно тебя греет, даёт созреть урожаю - это логично, ведь реальность Солнца и его роли в поддержании жизни всего сущего на планете просто очевидны, это аксиома. 

А Бог что? Некий Абсолют, всё и ничего одновременно, ни к чему конкретно не привязанный, незримый и непостижимый, а значит, что он как бы вне аргументов, т.е. нельзя доказать или опровергнуть его существование, т.к. он вне правил логики и причинно-следственных связей. Такой конструкт - идеальная находка для любой идеологии, коей является в т.ч. и религия. Проще говоря, нельзя опровергнуть Бога, т.к. это физически не под силу человеку - Бог непостижим, его пути неисповедимы. Конец истории. Евреев не зря считают хитрыми - им удалось создать такой базис для своей религии, что он отрицает разумное её познание и толкование, а значит, что любой прокол, а их в иудаизме и христианстве пруд пруди, можно просто парировать парой фраз про "неисповедимость" и дело с концом. Мы можем опровергнуть существование Зевса, т.к. можем физически отправиться на вершину горы Олимп  и увидеть, что его там нет, что нет пантеона греческих богов, а под землёй есть слои породы, а не отнюдь Аид на троне загробного мира. А что Бог? Он на небесах, в тронном зале, вот только вот оно то самое отрицание логики и двусмысленность, о которой я говорил - да, в атмосфере нет Бога, там облака только, но вот вам отмазка верующих - нельзя воспринимать Библию дословно, она метафорическая - и "небо" это просто где-то вне нашей планеты, а не в прямом смысле на облаках. С Зевсом так не выкрутишься. Олимп-то вот он, рядом, 7,7 км от уровня моря. А Бог где-то в абстрактном месте непонятно где на просторах вселенной. Нельзя опровергнуть то, что по определению позиционирует себя как неопровержимое. 

Может  я и ошибаюсь, но считаю, что это одна из главных причин живучести и космополитизма христианства. Люди - существа в большей степени иррациональные, и, если правильно воззвать к их эмоциям, скрытым желаниям, то можно заставить поверить во что угодно, а кризис веры нередко легко решается этой самой палочкой-выручалочкой "пути Господни неисповедимы".

Второй важной причиной - для тех, кто всё же не слишком верит в чушь про неисповедимость, у христиан есть парочка аргументов близких к логическим. Например, Библия как источник реальных сведений о правдивости религии, якобы это исторический трактат. Ну или туринская плащаница и то, что многие историки признают, что Иисус как историческая личность реально существовал и его реально распяли на том кресте на Голгофе. Ну и как следствие сюда приплетаются всякие полезные рюшечки, вроде постройки красивых и грандиозных церквей (в противовес простым и дешёвым святилищам у многих язычников), вся эта лапша про чудотворные иконы и т.д. Опять же, многие люди не видят разницы между реальными причинно-следственными связями и их симулякром, т.е. искусственной фальшивкой, похожей на них, т.к. люди не склонны глубоко анализировать события. Например, случаи с мирроточением икон - некоторые официальные церковнослужители вообще отрицают святость такого события, чтобы лишний раз не дискредитировать церковь, но точка зрения, что это чудо, по-прежнему, доминирующая в религии, хотя были случаи разоблачения того, что мирроточение - это дело рук священников, они просто лили на иконы церковное масло. А исследовать научными методами современные мирроточащие иконы запрещено, т.к. они считаются святыми. Как удобно. К слову, исследование туринской плащаницы поставило под сомнение её подлинность. Она младше по возрасту, чем был Иисус и пятна крови на ней не соответствуют тем ранам, что ему были нанесены согласно Библии. Самих останков Христа тоже нет, т.к. он воскрес и вознёсся на Небеса, а некоторые учёные, которые утверждали, что их нашли, в итоге склонились к тому, что это вероятно его родственники. К тому же на 100% никто не уверен, что Гроб Господень в Иерусалиме - это то место, где он был реально погребён 3 дня, до воскрешения. Короче, опять никаких доказательств, вилами по воде. А письменные доказательства существования Христа - это вообще смешно. Знаете, у Геродота и Платона - одних из величайших умов в человеческой истории, тоже есть упоминания про мифическую Атлантиду. И что дальше? Реальностью это не стало. Также и со всей Библией - это сборник легенд и мифов, в лучшем случае - летопись, в которых, как знают все историки, много вымысла и привираний для красного словца. Нет доказательств ни существования Бога, ни святости Христа, ни чудес - ничего. Мыльный пузырь. В своё время Фома Аквинский одним из главных доказательств существования Бога называл то, что его отсутствие доказать нельзя. Это бесконечное словоблудие, бессмысленное, как мочиться против ветра. Иисус, скорее всего, существовал, как реальная историческая личность. В определённый  момент своей жизни он стал проповедником, хорошим,  но неугодным Риму - его казнили, чем сделали мучеником.  А его верные соратники разнесли его учение дальше по миру. Вот конфуцианство и буддизм куда более реальны, ведь их основатели люди, исторические личности, в их основе больше жизненная философия, чем высокие религиозные догматы, которые постичь нельзя, а только слепо следовать. 

Ещё одни плюсом в пользу доминирования христианства стало его возникновение в Европе (Израиль же причисляет себя к Европе), в отличии от большинства религий, возникших где-то далеко от Европы, которая была культурным центром мира, и им остаётся и поныне. Рим - был одной из величайших империй за всю историю человечества. Став христианским, это многое предрешило. А европейцы, как показывает история, №1 в навязывании своего мнения остальному миру. У таких стран, как Португалия, Испания, Англия, Голландия, Франция - были колонии по всему земному шару, и там они обратили большинство местных в христианство, создав множество "крепких" очагов религии, с которых она захватила почти весь остальной мир.

В христианстве также есть ещё ряд полезных мелочей, которые выгодно его отделяют от других религий - оно более миролюбивое, чем язычество (никаких жертвоприношений, особенно родственников, калечения себя в попытке получить милость богов и т.п.), предлагает любовь и прощение буквально каждому, поёт песни про рай и милость Божью. 

Ряд исторических совпадений + обтекаемость и удобность для человека сделала христианство доминирующей религией в мире.

Jackson Martinezотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
-1
Прокомментировать
Читать ещё 6 ответов
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью