В чем феномен группы Pink Floyd?

2090
4
0
7 ноября
16:09
июль
2016

Полагаю, что феномен Pink Floyd лежит не только в музыкальной плоскости, но и в культурной. Ясное дело, что эта группа является отличным примером того, как работала музыкальная индустрия зари шестидесятых годов в Европе. Но интересно другое. 

Если принять жанровую направленность этой группы за второстепенный, по значимости в их творчестве фактор, заглянуть за завесу психоделической дымки, можно увидеть глубинную суть, смысл того, чем занимались Роджер Уотерс, Дэвид Гилмор, Ричард Райт и Ник Мэйсон. 

Передаю привет Сиду Баретту - основателю группы и первой жертве на алтаре психоделического рока - сегодня исполняется ровно десять лет со дня его смерти. 

Фигура Баретта хоть и неоднозначна, загадочна и сложна, но она в некоторых моментах определила общее настроение Pink Floyd: переживания друзей по поводу его сумасшествия (Уверен, дело не только в тридцатичасовых лизергиновых путешествиях. Просто жизнь, сука, сложная, странная и по смешному абсурдная штука.) легли на плечи группы своеобразным животворящим крестом. Частичка безумия Баррета осталась в каждом участнике группы. 

Мне кажется, что значимость Pink Floyd выходит далеко за рамки музыкального мира. Их музыка - это рефлексия совершенно иного уровня, нежели чем американская музыка того времени, которая была полна своими, не менее важными музыкальными и человеческими откровениями. 

К примеру: Один из моих самых любимых альбомов, это Atom Heart Mother (1970). Если точнее - одноименная двадцатиминутная сюита. Переоценить её, на мой взгляд, решительно невозможно. 

Atom Heart Mother - это коллективный портрет послевоенной Европы. Попытка понять, что  произошло с людьми, что из себя представляет место в котором они живут (1970), как на них повлияла война, пусть даже они ее толком не застали (как, например, сами участники группы). Монументальная, очень глубокая рефлексия над миром, в котором за несколько десятилетий уместились миллионы смертей, погибшие матери и отцы, родившиеся матери и отцы, над миром, который ставит перед человеком космическое количество вопросов, не давая на них ответа. Люди тогда уже были в космосе, в клетках телевизоров, разверзлись пучины информации, а локомотив жизненного ритма набирал ход. Культура, политика, наука, искусство, всё сплелось в совершенно невероятный, трудноперевариваемый и совершенно великолепный клубок. Эта сюита повествует о тоске человека в новом, может не прекрасном, но родном мире, о его прошлом и будущем, о его надеждах и чаяниях, о свете и тьме - каждый может услышать и почувствовать своё, но общий лейтмотив, на мой взгляд, примерно такой. 

Pink Floyd заняли своё место в истории благодаря своему отношению к истории. Они - одна из самых мудрых и чутких к прошлому, настоящему и будущему нашего с вами мира групп. Все знают альбом The Wall (1979), который, по замыслу творцов, изначально был посвящен отчуждению человека в обществе, его, добровольной или нет, самоизоляции: "По своей структуре — это рок-опера, сюжет которой повествует о Пинке. Моральный упадок Пинка начинается с утраты отца, который погибает во время Второй мировой войны, и продолжается травлей со стороны школьных учителей и чрезмерной опекой деспотичной матери, а также крахом его брака; все эти факторы становятся причиной его изоляции от общества, которая отображается в виде метафорической стены". В принципе, в творчестве Pink Floyd очень много мотивов, посвященных войне. Вполне справедливым было бы сказать, что этот альбом - своеобразный саундтрек к концу двадцатого века. 

Классика на то и классика, что она умеет отвечать на вопросы, которые человек даже не успел оформить в своей голове, чувствуя при этом перманентную внутреннюю потребность в ответе, которая ощущается как беспричинная тоска. Роджер Уотерс, Дэвид Гилмор, Ричард Райт и Ник Мэйсон безусловно мудрые и умные дядьки, без которых бы опустела целая эпоха - 20 век. В этом и заключается значимость пинков как феномена, и не столько в мире музыки, сколько в мире и культуре в целом. 

Всем мир. 

12
1
ноябрь
2015

Феномен Pink Floyd в том, что их музыку, психоделический арт-рок, прогрессив-рок, начали слушать не только поклонники этого жанра, но миллионы людей по всему свету. Хороших и/или известных команд в этом направлении было немало, но именно Pink Floyd в середине 1970-х сделали масскультом не самую лёгкую, казалось бы, для восприятия музыку. Так же в начале 1990-х, после выхода альбомов Metallica "Металлики" и Nevermind "Нирваны", частью массовой культурой стали соответственно хеви-метал и гранж.

6
0
август
2016

Знаете, я очень люблю музыку. Осмысленную и насыщенную - ту музыку, которая заставляет тебя оглянуться вокруг, переосмыслить что-то, заставляет тебя изменяться, смотреть на вещи по-новому.

С группой Pink Floyd я познакомился в конце школы - почти 20 лет назад. Страшно подумать, как давно это было. Помню, тогда я в основном слушал их и почему-то The Prodigy.

Поначалу, пожалуй, привлекала музыка. Местами просто драйвовая, местами - загадочная, почти всегда космичная и уносящая мысли куда-то далеко. Слушаешь - и отключаешься.

Думаю, многие слышали одну из их самых известных тем - Another Brick in The Wall (часть 2).

Не сомневаюсь: эта тема, конечно, заводит молодые умы и сегодня. Понимание того, что есть некие "учителя", которые все норовят указывать нам что делать и куда идти, протест, попытки вырваться из "системы" - думаю, что это все было актуально десятки лет назад, и оно остается таким же до сих пор.

С годами Pink Floyd стала для меня одной из тех групп, которые, как говорится, с тобой всегда и везде. Я слушал все, что они написали - не только музыку, но и тексты, читал о том, как создавалась их музыка и как писались тексты, что за ними стоит, кто и для кого их писал.

Думал о том, что автор хотел сказать. Причем, понимание смысла текстов менялось от года к году - по мере взросления и приобретения жизненного опыта, я начинал понимать новые грани, новые смыслы. Я рос вместе с их музыкой.

Одной из самых сильных, вечных и красивых концепций, созданных группой, стала концепция "The Wall". Почему именно "концепция" и о чем, собственно, это все - далее.

Группа собралась в 1965 году в Великобритании. Ее участниками стали ребята, знакомые по учебе на архитектурном факультете лондонского политехнического института. В будущем ребятам предстояло стать участниками одной из самых продаваемых групп в мире, однако учеба на архитектурном факультете безусловно оставила свой отпечаток. Дело в том, что в своем творчестве группа создавала не просто отдельные песни или альбомы, творчеством и работой группы стало именно создание концепций. Точно как скульпторы создают из камня четкие образы, так же и группа на протяжении всего своего творческого пути строила сложные и многогранные конструкции - скульптуры из образов. Они не записывали альбомы и песни, они строили концепции. Архитекторы звука. Если в случае с The Doors, которых я слушаю весь последний год, мы имеем взрывной, быстрый выстрел в голову, который мгновенно сражает наповал, то Pink Floyd - это большие, сложные психеделические конструкции, выстраивающиеся с каждой минутой с чисто английскими эстетикой и неспешностью.

Пожалуй, что двумя самыми известными и качественными созданными ими концепциями стали "The Dark Side of the Moon" (концепция времени, жизни и смерти, если вкратце) и, конечно, "The Wall".

Концепция "The Wall" целиком и полностью придумана бас-гитаристом, одним из вокалистов и авторов текстов группы Роджером Уотерсом. Насколько известно, отец Уотерса был военным и погиб на войне когда Уотерс был еще маленьким. Мальчика воспитывала мать.

Детство без отца и под покровительством матери, уберегающей мальчика от опасностей, якобы подстерегающих его повсюду, наложило на мальчика один из отпечатков, который будет в дальнейшем раскрыт в "The Wall".

Позже, уже во времена Pink Floyd, произошел еще один "отпечаток" - именно он, по словам самого Уотерса, и стал толчком к написанию "Стены". Во время концерта один из поклонников группы прямо у подножия сцены вел себя настолько неадекватно и необузданно, что Уотерс наклонился к нему со сцены и плюнул ему в лицо.

Этот момент настолько ошарашил самого музыканта, что, по его словам, он погрузился в мысли о том, насколько далеки они на самом деле как от своих поклонников, так и друг от друга - как музыканты, и как люди в целом.

Именно об том повествует "The Wall". "Стена" - это история об отчуждении.

Люди выстроили стены вокруг себя, они отделяют людей друга от друга, парня от его девушки, отца от ребенка, мужа от жены, одну страну от другой. Стены разделяют весь мир, и каждый живет внутри своей стены, пытаясь достучаться до той стороны, пытаясь вырваться обратно. А кто-то - просто закрывается и о пути назад не помышляет.

Изначально "Стена" планировалась как некая медиа-концепция, которая включала бы в себя музыкальный альбом, концептуальные живые выступления с выстроенной на сцене стеной и к концу программы обрушавшейся на сцену, а также фильм.

По моему личному мнению, концепция удалась. Pink Floyd известны своими глобальными (эпичными, если хотите) живыми выступлениями, поэтому в успехе этой части концепции сомнений быть не могло изначально.

Тексты для альбома были целиком и полностью написаны Уотерсом. Музыка - также, при содействии второго сильнейшего музыканта в группе - Дэвида Гилмора.

Фильм был снят в 1982 году Аланом Паркером.

Как в начале фильма, так и на всем его протяжении мы видим прямое указание на военную тематику. В фильме очень четко представлены переживания Уотерса о потере отца, об одиночестве, которое принесла эта потеря.

Фильм повествует о рок-музыканте и о его уходе от людей - от матери, оберегавшей его от каждого поджидающего за поворотом шороха и неосознанно вселяющей в мальчика свои же собственные страхи, от жены и ее любви, которые со временем стали все более серыми и холодными, от группы. От учителей, которые убивают творчество в учениках. Ограниченные, твердолобые, жестокие учителя, сами же являющиеся марионетками в игре. Уход в себя, построение вокруг себя стены. Вход есть, а есть ли выход?

На самом деле, фильм является четким психологическим срезом мыслей и переживаний человека, закрывающегося от мира и от всего, что его окружало, лицом-к-лицу со своими страхами и переживаниями, взросление человека.

Фильм показывает взросление человека, его переход от детского времени ко взрослому - грязному, сложному и лживому времени, когда нет пути обратно, а впереди ждут лишь усиливающиеся одиночество, жестокость и закрытость друг от друга.

Не правда ли, здорово быть ребенком? У тебя есть игры, увлечения, твоя жизнь - сплошное приключение, сотканное из супер-героев, мультиков, игрушечных тачек и всего такого.

Детство кончится! Тебе придется выходить на улицу, зарабатывать деньги, врать окружающим, чтобы достичь своей цели, разбиваться о стену, ходить на работу и приходить домой. Времени будет все меньше и меньше. Ты будешь поступаться своими прежними убеждениями в пользу своей новой цели. И что это за цель? Стоит ли она того? Не получится ли так, что все, ради чего ты бросил свои убеждения, ради чего ты разбивался всмятку, - это всего лишь кирпич в стене? Женишься на красавице. Времени будет все меньше, и ваши отношения станут холодеть. Возможно, она даже когда-нибудь уйдет от тебя, оставив тебя одного - наедине со своими мыслями и воспоминаниями, наедине со своими страхами. Еще один кирпичик в стене между тобой и миром.

Фильм рассказывает о человеке, о том, как мы отдаляемся все дальше друг от друга, о том, что в каждом из нас бушуют страхи, и мы всегда с ними один-на-один. Фильм - о том, как ребенок из своего детского мира приходит в мир взрослый - о том, как он становится Фюрером своей жизни. О том, как вокруг человека выстраивается стена из его воспоминаний, страхов, о поиске выхода за стену обратно. О том, что каждый из нас отдаляется от всего окружающего, закрывается в себе, в своей стене, превращается в другого себя - того, кто не знает жалости к окружающему, и не помнит того, кем он был.

Далеко ли все это от того, что происходит, происходило или еще произойдет с тобой? Как ты справишься с этими кирпичами и со своей стеной?

Можно ли избежать того, чтоб стена вдруг возникла вокруг?

Думаю, что можно.

Нужно лишь не закрываться, не позволять тому, что происходит вокруг, отчуждать нас друг от друга, нужно разговаривать, звонить друг другу и встречаться друг с другом. Нужно быть друг с другом на связи. Думаю, мы должны знать, что рядом всегда есть кто-то другой, кто-то, кому небезразлично то, что у нас внутри. Кто-то, кто при необходимости будет готов сделать шаг навстречу. Это и есть тот выход из нашей стены - та самая лазейка, которая не позволит нам окончательно закрыться.

Скорее всего, у нас нет другого выбора, кроме как строить вокруг себя стену. Мы делали это годами, и будем делать это дальше.

Возможно, единственное, что нам осталось - это оставить за собой право на выход. Обратно, на ту сторону стены.

В целом, фильм видится мне попыткой разобраться в себе, в окружающих людях и в том, что вообще происходит между нами. Фильм тяжелый, потрясающе красивый, особого внимания заслуживает анимация. Возможно, что после просмотра кто-то вынесет для себя что-то полезное, сделает выводы и по-другому станет относиться к окружающим. Фильм дает шанс заглянуть внутрь себя. Затронутые темы остаются актуальными по сей день - люди встречаются, общаются, расходятся, все люди чего-то боятся, и это что-то не всегда вне нас, зачастую оно сидит внутри нас же самих. Разглядеть это что-то и научиться с этим жить - пожалуй, что это очень полезно.

Возможно, кто-то не найдет в фильме сходств с собой.

В любом случае, думаю, что любителям рок-музыки так или иначе стоит посмотреть этот фильм. Даже ради самой музыки.

Как фильм, так и музыка навсегда останутся в истории, и я уверен в том, что люди всегда будут переживать схожие чувства. По крайней мере, до тех пор, пока на Земле не установится все то, о чем пел и мечтал Джон Леннон.

Но это уже из другой сказки.

2
0
показать ещё 2 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта